Медицинская профилактика
Прежде всего, алкоголь – это признанный ВОЗ наркотик, вызывающий сильную зависимость. Однако помимо развития привыкания, он оказывает негативное воздействие на все системы организма. Что же касается употребления спиртных напитков детьми, то подросток, выпив первый раз в жизни алкоголь, получает мощный удар по печени, которая в определенный момент просто перестаёт выполнять свою функцию. Достаточно небольшого количества этанола, чтобы потерять сознание и попасть в ситуацию с тяжелыми последствиями для здоровья.
Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельностью эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.
К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнением школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашние задания).
В последние годы появилось много новых научных исследований, демонстрирующих влияние питания на работу мозга и состояние ЦНС человека. Для общей детской популяции РФ более характерен дефицит отдельных минералов и витаминов, связанный с неправильным или неадекватным питанием.
К настоящему времени сложилось мнение, что для развития ребенка необходимы все питательные вещества, однако некоторые микронутриенты особенно важны для формирования мозга. К таким микронутриентам относятся: железо, цинк, медь, холин, длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты (ДПНЖК). Недостаток этих нутриентов вызывает изменение нейроанатомии, нейрохимические и нейрофизиологические нарушения.
1. Железо является важным элементом, необходимым для базовых процессов в организме человека.
2. Цинк является фактором целого ряда важнейших ферментов, участвующих в метаболизме белка и нуклеиновых кислот.
3. Холин:
◦ входит в состав большинства клеточных мембран в организме человека;
◦ является источником для синтеза некоторых молекул;
◦ необходим для процессов ДНК.
4. Длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты:
◦ влияют на свойства клеточной мембраны;
◦ необходимы для синтеза новых клеток и их мембран;
◦ составляют 50% всех жирных кислот в мембранах.
Характер питания школьника влияет на работоспособность головного мозга
Наличие в рационе питания таких продуктов, как морская рыба, яйца, орехи, злаки обеспечивают полноценное питание, улучшают работу головного мозга в целом.
Сахар однозначно полезен для мозга, но только при употреблении в умеренных количествах. При чрезмерном употреблении лакомств существует высокая вероятность нанести вред организму. Избыточный сахар преобразуется в жиры и начинает откладываться в жировой клетчатке, а это приводит к появлению излишнего веса.
Если моносахарид своевременно не выводится из организма, то он продолжает циркуляцию по крови и повреждает стенки кровеносных сосудов. Моносахарид приводит к повышению артериального давления, что не лучшим образом сказывается на интеллекте; способствует потере эластичности артерий и тем самым препятствует поступлению крови в мозг; утолщает стенки сонной артерии, что является одной из причин утраты памяти и познавательной функции в преклонном возрасте.
Продуктов, обеспечивающих полноценное питание, улучшающих кровообращение и работу мозга в целом довольно много: морепродукты, молоко, зеленые и листовые овощи, розмарин, брокколи, авокадо, зелень, ягоды, масла, горький шоколад, куркума, карри, имбирь, лимон, чеснок, кофе, чай, вода.
Приучение младших членов семьи к гигиене полости рта – задача не из самых легких. Иногда малыши забывают почистить зубы, а иногда просто ленятся. Чтобы занятие стало привычным, стоит взять на заметку простые и легкие способы приучения детей к регулярной чистке зубов.
1. Покажите собственный пример
Утреннее и вечерние умывания с малышом – это всегда весело и радостно. Если родители берут щетку в руки, выдавливают на нее пасту и чистят зубы, ребенок обязательно повторит. Дети вообще любят повторять за «большими», поэтому привычка принимать утренние гигиенические процедуры вместе – это отличный способ научить ребенка чему-то новому.
2. Купите забавные аксессуары
Щетка в виде единорога, панды, дракончика – таких аксессуаров более чем достаточно. Интересная зубная щетка, приятный запах пасты помогут приобрести малышу полезную привычку.
Первые зубные щетки должны быть небольшими, с мягкой щетиной. Подросшему малышу можно купить более удобный аксессуар. Менять зубные щетки для детей нужно раз в 3 месяца, а вводить электрическую щетку врачи и психологи рекомендуют не раньше, чем ребенок пойдет в школу.
3. Используйте вкусную и безопасную зубную пасту
Врачи-педиатры предупреждают – не все дети умеют полоскать рот и потому часто проглатывают зубную пасту! Поэтому давать малышам взрослый состав категорически запрещено. В продаже есть специальные детские зубные пасты, безопасные для малышей любого возраста и не вредящие даже при проглатывании. Экономия в этом случае обернется большими проблемами, поэтому лучше подобрать детскую пасту с приятным ароматом, без высокого содержания фторидов.
4. Считайте в процессе чистки зубов
Различные детские считалки помогут малышам выдержать нужное время чистки. К тому же считалки – это весело и научат ребенка считать цифры.
Пример детской считалки:
Раз-два, раз-два
Чистим зубы мы с утра
Три-четыре-пять-шесть
Сколько зубок у нас есть?
Раз-два, раз-два
Ну а будет тридцать два!
Раз-два-три-четыре
Нету лучше в целом мире!
Раз-два-три-четыре-пять
Скоро вырастут опять!
5. Проверяйте и поощряйте
Проверка привычки – дело важное, но нужно не перегружать малыша, чтобы он не стал сопротивляться чистке зубов. Помогут обычные настенные календари с яркими картинками, советами по уходу за ротовой полостью. Можно самим нарисовать такой календарь и разрешить малышу наклеивать смешные стикеры после каждой чистки зубов.
6. Рассказывайте забавные истории
Сказки любят абсолютно все дети. Немного фантазии и появится новая сказка «О чистом зубе, который хочет вырасти большим и здоровым». Истории про Фею-щетку, министра «Зубная паста» и прочие помогут закрепить полезную привычку.
7. Пойте песенки про зубы
Сочинением песенки лучше заняться вместе с ребенком. Ее легко петь во время процедуры ухода, а чем веселее и забавнее слова, тем проще будет приучить малыша к чистке зубов.
8. Приобретите песочные часы
Зачем они нужны? Чтобы успокоить малыша. Некоторым детям кажется, что родители заставляют их чистить зубы слишком долго. Договоритесь с ребенком заранее, что весь процесс будет занимать ровно столько времени, сколько пересыпается песок. В итоге малыш перестанет капризничать и будет ориентироваться по часам.
9. Ухаживайте за игрушками
Дети ведь любят подражать взрослым, вот и дайте своему ребенку такой шанс. Пусть он собственным положительным примером научит игрушки чистить зубы. После показа всего процесса своим игрушечным друзьям, ребенок может почистить зубы и им тоже.
Желательно для этой цели использовать игрушки из пластика или других твердых материалов. Плюшевых друзей мочить жалко, да и сохнуть они будут достаточно долго.
10. Смотрите мультфильмы
Не все взрослые знают, что на тему ухода за зубами уже выпущено несколько мультфильмов и фильмов для детей. Разные истории про «малышей-нехочух», которые отказывались чистить зубы, дадут определенный эффект.
Если человек закурил в пятнадцать, продолжительность его жизни уменьшается на 8-10 лет. Начавшие курить до 15-ти в 5 раз чаще умирают от рака груди. Каждый четвёртый из всех курильщиков-подростков погибает от заболеваний, связанных с вдыханием табачного дыма. Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в тысячу (!) раз превышает допустимые санитарные нормы. Уровень смертности детей при родах у курящих матерей на 30% выше, чем у некурящих…
Действительно трудно найти в мире такое же часто используемое ядовитое растение, как табак. Установлено, что токсичность табачного дыма в 4 раза выше, чем у выхлопных газов автомобиля. Почему?! Помимо очевидного зла – никотина, – в табачный дым входят, а человек, соответственно, вдыхает: угарный газ, свинец, мышьяк, цианид, формальдегид, полоний, цезий, синильную кислоту и ещё не менее 4-х тысяч других отрав. От них страдают все без исключения органы.
В результате, – каждые 7 секунд от причин, связанных с употреблением никотина, табака и его заменителей, умирает один житель планеты. А всего от этого гибнут до 8 млн человек ежегодно. Примерно 90% смертей от рака лёгких, 75% от хронического бронхита и 25% от ишемической болезни сердца обусловлены вдыханием табачного дыма.
Эта вредная привычка наносит непоправимый вред здоровью не только курильщика, но и окружающих его людей. Пассивное курение несет риск больший, чем риск от всех иных загрязнителей воздуха вместе взятых. Нахождение некурящего в течение одного часа в накуренном помещении равносильно выкуриванию 4-х сигарет. После двухчасового пребывания в такой комнате, уровень никотина в крови у некурящих повышается в 8 раз…
Такова реальность, которую нужно знать. И вам самим решать, стоит ли овчинка выделки,
Как часто дети едят овощи? Не так часто, как следовало бы, верно? Как же родителям заставить своих детей есть не столь любимые овощи? Особенно актуальна эта тема в преддверии наступления большой школьной нагрузки, контрольных, экзаменов. Чтобы ребенок мог успешно справляться с учебой в школе и противостоять капризам погоды, он должен иметь крепкий иммунитет и хорошую эмоциональную и физическую выносливость. Как известно, овощи содержат все необходимые для растущего организма полезные витамины и минералы.
Проверенные способы заставить ребенка полюбить овощи
1. Никакого давления. Чем больше ребенка подталкивают к чему-либо, тем меньше вероятность того, что он захочет это сделать. Особенно это касается еды: важно научить детей здоровому отношению к питанию и весу, правильному пищевому поведению. Тут не место торговле («Давай еще кусочек»), манипуляциям («Мама старалась, готовила, а ты не хочешь») или принуждению и воспитательным мерам. Помните: родители предлагают еду, а ребенок решает, ест он или нет, и в каком количестве. Принуждение ребенка к тому, чтобы он ел определенные продукты, на самом деле может вызвать у него стойкую неприязнь к этим продуктам.
2. Сделайте овощи вкусными. Овощи не обязательно должны быть скучными или безвкусными, готовьте их так, как готовят в ресторанах или кулинарных телешоу. Не бойтесь добавлять приправы, зелень и специи, обжаривайте до красивой корочки, сочетайте с беконом, сыром, орехами и семечками. Чем больше разных идей — тем вкуснее!
3. Овощи + знакомая еда. Если подавать овощи вместе с уже привычными для ребенка продуктами, он с большей вероятностью готов будет их попробовать, а слишком много новой или незнакомой еды может испортить ему настроение и вызвать тревогу. Пусть на тарелке, например, будет картофельное пюре — и немного кабачков или листьев шпината.
4. Не награда и не наказание. Многие родители поощряют или наказывают ребенка с помощью еды. Например: «Десерта не получишь, если не съешь хотя бы один кусочек брокколи» — это отрицательное подкрепление. «Вот молодец, съел все овощи! Теперь можно мороженое» — а это положительное подкрепление. Но такие методы только запутывают ребенка, мешают ему научиться понимать сигналы своего тела, свое чувство голода и насыщения, свои желания, доверять себе в принятии решений о еде, выбирать ее. Получается, что определенные продукты, например, сладости, нужно «зарабатывать». Это повышает риск проблемного пищевого поведения в будущем.
5. Продолжайте пробовать. Ребенок отказался или выплюнул брокколи — мы сдаемся и перестаем пытаться. Однако психологи говорят, что детям нужно до 8-15 контактов с новой едой, прежде чем он сможет «распробовать» ее и согласиться есть регулярно, но многие родители, похоже, прекращают попытки при первых признаках отказа. Лучше спокойно и доброжелательно предлагать ребенку пробовать новое — это касается и овощей, и других новых продуктов. Пробуйте не только дома за столом, но и в другой обстановке — в гостях, в кафе, на пикнике.
Личная гигиена – чрезвычайно ёмкое понятие. Оно включает в себя соблюдение правил ухода за телом, режима и условий труда и отдыха, применение гигиенических средств и многое другое. В сущности, это свод правил поведения человека в быту и на работе. Нарушение требований личной гигиены одного человека может негативно сказаться на здоровье многих людей (трудовые коллективы, семьи, члены различных сообществ). Поэтому очень важно ответственно относиться к правилам гигиены.
А правила эти в целом просты. В первую очередь, необходимо следить за своим телом, поддерживать его внешнюю чистоту и укреплять через физкультуру, здоровую пищу, чередование работы и отдыха. Уделять достаточное внимание чистоте одежды. Несомненно, в этом нуждается и наше жилье. Оно не должно быть запущено, требуется его периодическая уборка, стирка постельных принадлежностей.
Соблюдение личной гигиены – это эффективный метод предотвращения различных заболеваний. Но это не только мера предосторожности, но и проявление заботы о себе. Чистота кожи, регулярное умывание, забота о волосах – неотъемлемые компоненты поддержания свежего и здорового внешнего вида. А ещё, это акт социальной ответственности. Ведь создание здоровой среды в обществе снижает риск массового распространения инфекций.
Мероприятия, которые повсеместно пройдут в Краснодарском крае с 3 по 9 июня, преследуют цели сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения.
– Дети – наше будущее. Это не просто красивый лозунг. Это факт. Поэтому государство уделяет данному вопросу первостепенное внимание. В структуре общей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет первые ранговые места занимают болезни органов дыхания и пищеварения, глазные болезни, травмы и отравления, недуги нервной и костно-мышечной систем. В целях раннего выявления тяжелых наследственных и врожденных заболеваний в нашей стране проводится неонатальный скрининг, который позволяет своевременно диагностировать болезни и начать лечение. Также в числе важных задач – оберегать подростков от пагубных привычек, повышать их осведомленность о вреде наркотиков, алкоголя и курения, о преимуществах здорового образа жизни, – рассказывает главный внештатный специалист по медицинской профилактике краевого минздрава, и.о. главного врача ГБУЗ ЦОЗиМП Андрей Сахаров.
Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнительными моментами подготовки к школьной жизни, но и со сложным переходом ребенка от статуса дошкольника к статусу школьника; от ученика начальных классов – к ученику среднего звена. В обоих случаях большинство родителей накрывают психологические и социальные проблемы, связанные с новым этапом жизни их детей — адаптацией к школе и адаптацией к новым условиям привычной школы.