353864, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск,

ул. К. Шевченко, 99

регистратура взрослой поликлиники:

(8-86143)2-15-86

регистратура женской консультации:

(8-861)991-11-26 доб. 2

 регистратура детской поликлиники:

(8-861)991-11-26 доб.3

 по вопросам организации и качества медицинской помощи:

8 (918) 198-72-59

 телефон экстренной психологической помощи по Краснодарскому краю 24/7:

8-800-250-29-55

горячая линия психологической поддержки НМИЦ психиатрии им. В.П. Сербского.

8-495-637-70-70

 

Медицинская профилактика

Адаптация (от лат. – приспособление организма) к новым условиям, изменению социального статуса – процесс естественный и неизбежный, который является важным этапом в жизни первоклассников и студентов – первокурсников. 
Адаптация к 1-му классу
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Физиологическая адаптация
Период острой адаптация (первые 2-3 недели) – это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Большинство (56%) детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей (30%) нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится правильным. Третья группа (14%) – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья.
Как помочь?
1. Соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата. Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
2. Больше движений. От деятельности мышц напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут поиграть, например, в футбол – и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. Поэтому, если ребенок рвется на улицу побегать во дворе, не запрещайте, даже если уроки еще не сделаны, ведь здоровье дороже! Педиатры и детские невропатологи считают, что ребенок должен активно двигаться 3-4 часа. Исследования показали, что у школьников, которые ежедневно занимаются физическими упражнениями, много двигаются, бывают на свежем воздухе, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная ёмкость лёгких и сила мышц.
 Психологическая адаптация
Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу-не хочу, буду-не буду, пойду-не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс. Стресс – любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание, оно стимулирует организм, и психологическим, например, смена работы. У вашего ребенка психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит.
Как помочь?
Во-первых, важно, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто разговаривать с ребенком в спокойном тоне. Во-вторых, уделяйте больше внимания своему ребенку, это так важно для него. Внимание – это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, – просто констатация факта, что родители тебя видят. Например, дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом спрашивает «Что, Репку читаешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках «Репка». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе».
Социальная адаптация
Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника и достигается целым рядом условий: развитием умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, налаживания контакта с другими детьми, выстраивания отношений с взрослыми.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.
Адаптация к 1-му курсу
Совсем недавно ваш ребенок был школьником, а завтра он станет студентом – первокурсником. Зачастую молодые люди устают не только от другой учебной нагрузки, от новых форм обучения, но и от собственного волнения и боязни не справиться с учебой.
Родители могут предвидеть такую ситуацию и помочь в этот непростой для первокурсника период. Подготовка к студенческой жизни, начавшаяся еще в выпускном классе школы, будет способствовать более быстрой адаптации.
Правильное решение – посещение факультативов во втором полугодии “Подготовка к учебе в ВУЗе”, существующих во многих школах. Педагоги знакомят школьников с традиционными для университета лекционными и семинарскими занятиями. Ребята должны разобраться в их структуре и хотя бы немного привыкнуть к ним. Учитель, ведущий факультатив, совместно со школьным психологом разрабатывает и проводит несколько уроков , посвященных ситуации подготовки и сдачи экзамена. Также, в рамках факультатива организованы уроки по быстрому и эффективному конспектированию лекционного материала, занятия по отработке публичных выступлений. Нередко на такие уроки приглашают представителей ВУЗов, которые отвечают на вопросы ребят и знакомят их с особенностями перспективы учёбы в этом учреждении образования. Двух учебных четвертей будет вполне достаточно для эффективности такого ознакомительного курса.
Всё больше ребят стремятся попасть на подготовительные курсы при высших учебных заведениях. Там школьник получает ту базу, которая поможет ему поступить в ВУЗ. Регулярные занятия помогают настроиться ребятам на будущую учебу, они уже привыкают к учебному заведению и психологически легче впоследствии воспринимают новую обстановку. Кроме того, регулярное посещение курсов вырабатывает у школьников такие важные для будущих студентов личностные навыки, как ответственность, пунктуальность, обязательность. Для ребят это дополнительная нагрузка к учебному труду в школе – и это отлично помогает детям перейти на новый для них режим обучения и на другие объёмы учебного материала.
Желаем всем ребятам – малышам и постарше успешно адаптироваться к учебе, быть здоровыми, сильными, активно познающими мир, веселыми и уверенными в себе людьми! 
С праздником 1 сентября!

Еда влияет не только на вес тела, но также на нашу физическую активность и даже на настроение. Во время приема пищи в организме вырабатываются так называемые «гормоны счастья», нейромедиаторы дофамин и серотонин.
Нашему головному мозгу для адекватной работы необходима глюкоза, а когда мы голодны ее уровень снижается, что может сделать нас раздражительными и даже агрессивными.
Таким образом, сам по себе прием пищи может поднять настроение, но также существуют и продукты, которые способны влиять на наше настроение. 
Яйца, мясо и птица. Эти продукты богаты аминокислотой триптофаном, которая благотворно влияет на наше настроение, а также стимулирует выработку гормона сна – мелатонина. Кроме того, данные продукты богаты белком и аминокислотой фенилаланином, которые стимулирует выработку дофамина в организме. 
Фрукты и овощи. Богаты клетчаткой, которая стимулирует рост полезной микрофлоры кишечника, что благотворно влияет не только на работу кишечника, но и на наше настроение. Бобовые богаты фенилаланином, который используется для синтеза дофамина, а также замедляет скорость распада эндорфинов в организме. Триптофаном богаты бананы, листовые овощи и зелень. Кроме того, овощи и фрукты богаты разнообразными витаминами и микроэлементами, необходимыми для адекватной работы нервной системы. Всемирная Организация здравоохранения рекомендует потреблять не менее 400 граммов овощей и фруктов день. 
Ферментированные продукты. Например, классическая квашеная капуста, или корейская капуста кимчи. В процессе ферментации она обогащается пробиотиками, микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности, которые благотворно влияют на здоровье человека. Аналогичные процессы происходят при закваске йогурта или чайного гриба (комбучи). Данные продукты стимулируют выработку серотонина клетками кишечника и рост здоровой микрофлоры, что оказывает позитивное влияние на наше настроение. 
Шоколад. Теобромин и флавоноиды какао-бобов улучшают кровоток в головном мозге, обеспечивая нейроны дополнительной глюкозой и кислородом, а также влияют на когнитивные способности. Однако крупных исследований по данной теме еще не проводилось.
Шоколад также известен как продукт, который поднимает настроение, так как какао-бобы богаты триптофаном. Но точные механизмы влияния биологически активных веществ какао-бобов на настроение и развитие депрессии еще не изучены. Сама по себе депрессия может увеличивать тягу к шоколаду, а его чрезмерное употребление приводить к развитию зависимости и эпизодам переедания, которые сопровождаются чувством вины и самонаказаниями в виде жестких ограничительных мер в питании. 
Помните, что в вопросах, касающихся рационального питания, очень важным является принцип умеренности. Даже продукты с полезными свойствами, но употребляемые бесконтрольно, могут нанести вред. Поэтому рацион питания должен быть сбалансированный и разнообразный.

 Что говорит закон?
Ситуация в российском законодательстве сейчас стремительно меняется. Это связано с введением новых стандартов образования, принятием новых нормативно-правовых актов, касающихся процесса обучения. Поэтому если в предыдущие годы возраст ребенка на 1 сентября не был столь принципиальным моментом, то на данный момент возраст будущего первоклассника стал объектом пристального внимания.
Действующее законодательство федерального и регионального уровней требует, чтобы в 1 класс общеобразовательной школы были приняты дети, которым на 1 сентября уже исполнилось 6 лет и 6 месяцев, но не исполнилось 8 лет.
Однако законодатель предусмотрел ситуации, когда может рассматриваться вопрос о приеме в первый класс ребенка более младшего возраста. «Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста», – говорится в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах.
Как видно из этой формулировки, прием в первый класс ребенка в возрасте менее 6,5 лет требует от школы соблюдения гигиенических требований для детей дошкольного возраста. Несложно догадаться, что далеко не в каждой школе есть возможность организовать, например, дневной сон, а также соблюсти другие требования СанПиНа, касающиеся организации обучения дошкольников. Собственно, этим нюансом во многом и объясняется отсутствие оптимизма у администрации школ, когда им задают вопрос, берут ли в школу с 6 лет. Кроме того, существует определенное предубеждение относительно родителей, которые уверяют, что их сын или дочь не по годам развит.
Принимают ли в школу с 6 лет?
Первые документы, с которыми следует ознакомиться родителям будущего первоклассника, – это Устав школы, в которую предполагается поступление, и Правила приема в первый класс. Эти документы доступны на официальных сайтах образовательных учреждений.
В Уставе школы и Правилах приема необходимо найти информацию, берут ли ребенка в школу с 6 лет. В документах большинства школ указано, что прием детей такого возраста возможен с разрешения Учредителя. Кроме этого, может быть указан список документов, которые необходимо предоставить.
Помимо общих для всех поступающих в первый класс документов (копии свидетельства о рождении, медицинской карты, заявления законных представителей и т.п.), вероятнее всего, потребуется получение дополнительных документов, подтверждающих возможность ребенка приступить к обучению в первом классе в столь юном возрасте.
 В школу в 6 лет: рекомендации психолога
Однозначно правильного ответа на вопрос: «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» нет. Все дети разные, каждый ребенок – уникальная личность, у которого есть свои сильные и слабые стороны. Основными ориентирами для родителей чаще всего становятся:
• собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и вырос отличным человеком!»);
• изменение в системе образования («Учиться теперь нужно 11 лет, зачем ребенку до 18 лет за партой сидеть. Раньше сядет – раньше выйдет!»);
• а иногда даже тщеславие и амбиции «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что ли?».
Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам ребенок готов к таким серьезным переменам в своей жизни. Без сомнения, есть дети, которые уже в 6 лет с удовольствием сядут за парту. Они, как правило, достаточно самостоятельны, тянутся к знаниям и готовы выполнять указания учителя, их увлекает процесс учебы, им нравится читать книги, слушать и запоминать то, что говорит педагог. Но существуют и дети, у которых эти качества в полном объеме развиваются чуть позже, а именно – к семи годам.

Понятие «школьная зрелость» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.
Интеллектуальная зрелость – это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли ребенок концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10-15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.
Эмоциональная зрелость – предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение – справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?
Социальная зрелость – включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность). Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе.
Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация – это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.
Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности ребенка к школе, однозначно, стоит сходить на консультацию к детскому психологу и провести психодиагностику. А еще, важно ответить себе на вопрос: «Зачем моему ребенку идти в первый класс в шесть лет? В чем будет польза для него?». Если с ответом трудностей не возникло, то нет никаких оснований еще на год оставаться дома. Если же вы засомневались, то лучше не стоит торопиться. Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, и использовать этот дополнительный год с пользой для всех – уделить внимание укреплению здоровья ребенка, больше читать и развивать его кругозор.

Современная сверхскоростная жизнь отражается на здоровье абсолютно всех, в том числе подрастающего поколения. Такова реальность, что к 11 классу полностью здоровых подростков остаётся лишь около 10%, а у большинства школьников диагностируют сразу по нескольку хронических недугов. Гиподинамия – основа всех болезней. Дети, как и взрослые, теряют здоровье из-за того, что мало двигаются, хотя движение особенно в молодом возрасте – абсолютная физиологическая потребность организма. От недостатка физактивности, подкреплённого постоянным «зависанием» в гаджетах, в начальных классах у мальчишек и девчонок сильно ухудшается зрение и портится осанка, а в средних и старших, – в связи с учебной перегрузкой, возникает ещё одно популярное «школьное» заболевание – гастрит. Всё это непременно сказывается на иммунитете, который даже не успевает толком сформироваться.

Начинается новый учебный год. А значит, стоит ещё раз поговорить о здоровом образе жизни, который набирает в мире всё большую популярность и распространенность, в том числе среди детей и молодёжи.
Важно понять: ЗОЖ –долгая, здоровая и счастливая жизнь!
Это понятие состоит из нескольких очень простых столпов: физактивность, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, закаливание, отказ от вредных привычек, личная гигиена, регулярные медобследования. И закладывать фундамент крепкого здоровья нужно уже с раннего детства.

Какую пользу это растение может принести организму.
Улучшает пищеварение, укрепляет кости, уменьшает отеки, выводит токсины из организма, понижает давление, борется с аллергией, помогает при болезнях глаз… И, конечно, придает интересный вкус блюдам – и все это про кинзу (или кориандр). Родиной растения считается Средиземноморье и Азия. В пищу используются зеленые листья растения, а также семена.
Листья и плоды кориандра имеют узнаваемый и приятный аромат и обычно используются в сыром или сушеном виде в кулинарии. Добавление кинзы в блюда не только улучшает их вкус, но и несет пользу здоровью. Кинза богата клетчаткой, эфирными маслами, антиоксидантными полифенольными флавоноидами (кверцетин, кемпферол, рамнетин и апигенин), минеральными веществами (калий, кальций, марганец, железо и магний) витаминами (А, С, К и группы В). Доказано, что кинза обладает антисептическими, противогрибковыми, антиоксидантными и антибактериальными свойствами.
Благодаря своим свойствам, кинза может помочь уменьшить отеки, особенно воспалительного характера, снизить уровень «плохого» холестерина (липопротеинов низкой плотности), способствовать укреплению костной ткани, стимулировать пищеварение, благотворно влиять на уровень сахара в крови. Кинза помогает предотвратить тошноту и рвоту, уменьшить газообразование в кишечнике. Действуя как мощный хелатор, кинза удаляет тяжелые металлы и токсины из организма.
Цинеол и линолевая кислота, присутствующие в кориандре, обладают противоревматическими и противоартритными свойствами, помогая уменьшить отек. В одном из исследований также отмечались противовоспалительные свойства кинзы. При таких состояниях, как отек из-за почечной недостаточности или анемии, кинза может стимулировать мочеиспускание, позволяя освободить организм от избытка воды.
Дезинфицирующие, детоксифицирующие, антисептические, противогрибковые и антиоксидантные свойства кориандра прекрасно подходят для устранения кожных проблем, таких как раздражение и сухость. Линолевая, олеиновая, пальмитиновая, стеариновая и аскорбиновая кислоты, присутствующие в кориандре, снижают уровень «плохого» холестерина в крови, одновременно повышая уровень липопротеинов высокой плотности («хороший» холестерин), препятствуют образованию атеросклеротических бляшек в сосудах, уменьшают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Эфирные масла кориандра содержат борнеол и линалол, которые улучшают пищеварение и благотворно влияют на функцию печени. Цинеол, борнеол, лимонен, альфа-пинен и бета-фелландрен также обладают антибактериальным действием. Кориандр помогает снизить кровяное давление у людей, страдающих гипертонией. 
Цитронеллол, один из компонентов эфирных масел кориандра, является антисептиком, а также обладает заживляющим эффектом. Кориандр используется в качестве антисептического компонента в натуральных зубных пастах. До изобретения зубной пасты люди жевали семена кориандра, чтобы уменьшить неприятный запах изо рта.
Многочисленные исследования показали, что кориандр обладает сильными антигистаминными свойствами, которые могут уменьшить неприятные проявления сезонной аллергии и сенной лихорадки (ринита). Его масло также может помочь снизить аллергические реакции, вызванные контактами с растениями, укусами насекомых, продуктами питания.
Поскольку кинза богата кальцием, она благотворно влияет на рост и прочность костей, а также защищает организм от остеопороза. Благодаря эфирным маслам кориандр стимулирует пищеварение, влияя на выделение ферментов и пищеварительных соков в желудке, а также – на перистальтику кишечника. Витамин С и железо, которыми богата кинза, участвуют в поддержании нормальной функции иммунитета.
Кориандр богат антиоксидантами, минералами и бета-каротином, которые помогают поддерживать здоровье глаз и предотвратить дегенерацию желтого пятна и развитие конъюнктивита. 
Для чего в основном используют кинзу? Листья кинзы применяют преимущественно в кулинарных целях, особенно часто в ближневосточной, средиземноморской, южноазиатской, мексиканской, латиноамериканской, китайской кухнях. Кинза особенно хорошо сочетается с бобами, яйцами, сыром и рыбой. Кроме того, ее можно добавлять в овощные соусы, супы и салаты. Исследование, проведенное группой американских и мексиканских ученых, показало, что кинза может помочь очистить воду от тяжелых металлов, так как является мощным биоабсорбирующим материалом и может заменить древесный уголь, обычно используемый в фильтрах.

Статистика Минздрава неумолима: ежегодно рак легкого диагностируется более чем у 55 тыс. россиян.
При этом среди больных преобладают мужчины.
Это один из самых опасных видов онкологии. От рака легких каждый год умирает примерно столько же людей, сколько от злокачественных опухолей простаты, груди, кишечника, поджелудочной железы вместе взятых.
Смертность составляет 49% уже на первом году с момента диагностирования заболевания. Это в основном обусловлено обнаружением опухоли на 3—4 стадии.
Поэтому очень важно знать, какие симптомы при раке легких у мужчин и при появлении любых подозрений на этот счет немедленно обращаться к врачу.

Cимптомы у мужчин
Симптоматика определяется гистологическим типом опухоли, ее расположением (центральный или периферический рак), размерами и другими факторами.
Поэтому в каждом случае заболевание проявляется по-своему.
Но общим во всех случаях является практически полное отсутствие симптомов на ранних этапах формирования новообразования. Больные могут обратить внимание на повышение утомляемости, слабость. Но зачастую этим признаки игнорируются и списываются на переутомление и другие бытовые факторы.
Симптомы рака легкого у мужчин Центральный рак, т. е. поражающий клетки крупных бронхов, дает о себе знать раньше периферического. Первыми обычно появляются местные нарушения, что позволяет диагностировать его раньше.
Это: сухой кашель, со временем дополняющийся отделением светлой мокроты иногда с кровяными прожилками; одышка; боли в груди.
Периферический рак (опухоли мелких бронхов 4—6 порядка), к сожалению, клинически проявляется у мужчин уже на поздних стадиях. При этом для него характерно наличие болей за грудиной и одышки, а кашель присоединяется значительно позднее. По мере прогрессирования онкологии возникают системные нарушения: усиливающаяся слабость, утомляемость; повышение температуры; ухудшение аппетита, снижение веса; головокружение; увеличение лимфоузлов; потливость.
Возможно развитие на первый взгляд не связанных с патологией легких нарушений: затруднения глотания; изменение тембра голоса; боль в плече; артроз суставов; кожные нарушения; мышечная слабость; расстройства чувствительности и т. д.
Симптомы рака легких у мужчин по стадиям
В течении заболевания выделяют 4 стадии, среди которых 1-я считается наиболее легкой и благоприятной с точки зрения прогнозов выживаемости, а 4-я – самой тяжелой и прогностически неблагоприятной.
Но разные по гистологическому типу опухоли растут не одинаково. Так, недифференцированный и низкодифференцированный немелкоклеточный рак и мелкоклеточный рак прогрессируют очень быстро, а размер опухоли способен увеличиваться вдвое уже буквально через месяц после образования.
Поэтому первые признаки и симптомы рака легких у мужчин способны появляться в разные сроки.
Симптомы на 1 стадии Классические симптомы рака легких у мужчин на 1 стадии отсутствуют. Это обусловлено минимальными размерами опухоли и отсутствием ее влияния на окружающие структуры. Только иногда могут наблюдаться: незначительное ощущение недомогания; легкая слабость; покашливание.
Обычно подобным изменениям не придается никакого значения, даже если они и присутствуют.
Поэтому заболевание только у 15—17% пациентов диагностируется на первой стадии. Но именно на этом этапе грамотно проведенное лечение и радикальная операция по удалению новообразования позволяет добиться полного выздоровления в 90—92% случаев. Симптомы рака легких на разных стадиях
Симптомы на 2 стадии
На 2-й стадии уже чаще присутствуют изменения в самочувствии, хотя и не всегда.
Опухоль в таких ситуациях все еще не выходит за пределы пораженного сегмента легкого или бронха, а потому клиника остается скудной.
Симптомы в основном носят местный характер и заключаются в: незначительном сухом кашле; болях в грудной клетке; повышенной утомляемости; ухудшении аппетита. Редко на 2-й стадии они присутствуют все.
При этом клиническая картина очень напоминает рядовую простуду, а потому мужчины не спешат обращаться к врачу, будучи уверенными в скорой нормализации самочувствия.
Но в отличие от ОРЗ при раке легких признаки недомогания не уменьшаются и не проходят со временем, имитируя затяжную инфекцию.
Симптомы на 3 стадии
Симптоматика рака легких 3-й стадии обычно уже довольно яркая, что обусловлено прорастанием опухоли в соседние ткани и образованием метастазов в лимфатических узлах или даже других органах. На этом этапе у мужчин наблюдаются: кашель, нередко надсадный с периодическим отделением слизисто-гнойной мокроты, в том числе с кровянистыми прожилками; одышка, затруднение дыхания; выраженные боли в груди; нарушения глотания; значительная слабость; похудение.
Клиническая картина может дополняться признаками поражения других органов вторичными опухолями, что проявляется головными болями, пожелтением кожи и склер, болями в конечностях и т. д. Симптомы на 4 стадии
Симптомы рака легких 4 стадии у мужчин не оставляют сомнений в диагнозе. Наблюдаются: сильный кашель, сопровождающийся отделением «ржавой» мокроты (цвет обусловлен присутствием крови и фрагментов распадающихся тканей легкого); постоянные боли за грудиной, усиливающиеся при каждом вдохе; серьезная одышка; изменения речи, нарушения глотания и способности принимать пищу; повышенная температура тела; тяжелая слабость; головные боли; отсутствие аппетита. Дополнительно наблюдаются яркие признаки образования вторичных опухолей: переломы костей, нарушения зрения, памяти, внимания, мышления, рвота и пр.
Профилактика рака легких на ранней стадии у мужчин
Поскольку симптомы рака легких у мужчин на ранних стадиях развития, как правило, отсутствуют, очень важно ежегодно проходить флюорографию или рентген легких. Эти исследования включены в состав рекомендуемых всем профилактических обследований, но, к сожалению, очень многие ими пренебрегают. А ведь именно с помощью инструментальных исследований можно обнаружить новообразование на самых первых этапах развития, когда его легче всего удалить и добиться полного выздоровления. Профилактика рака легких Тем не менее можно минимизировать риск образования опухоли.
Профилактика заключается в: отказе от активного курения;
избегании пребывания вблизи других курильщиков;
минимизации потребляемых канцерогенов, в частности продуктов с опасными пищевыми добавками;
правильном использовании средств индивидуальной защиты при работе с вредными веществами (маски, респираторы);
здоровом питании;
ведении активного образа жизни.