Размер шрифта:
Цвета сайта:
Параметры

Медицинская профилактика

 / Раскрываем секреты ресторанного хранения
Увядшая зелень, просроченный йогурт, заветренный сыр — чего только не найдешь в глубине холодильника. После ревизии мусорный пакет наполняется испорченными продуктами, а внутренний калькулятор считает убытки — ведь выброшенные товары равны потраченным впустую деньгам. Однако всего этого можно избежать, если знать лайфхаки, которые используют в ресторанах. Разобрались, как хранить продукты, чтобы сэкономить семейный бюджет.

Зонирование холодильника
Речь не об эстетичной организации пространства, которая часто встречается в популярных блогах. Важнее учитывать условия хранения продукта и разницу температур в бытовом устройстве. 
Дверца — самая теплая зона с показателями +8-10 °C. Это значение постоянно колеблется из-за открывания холодильника. Поэтому хранить в дверце можно те продукты, которые могут выдержать перепады температуры и не испортиться. Например, напитки, сливочное и растительное масло, соусы, уксус, закрытые банки с консервированным горошком или кукурузой, томатную пасту.
На верхней полке температура может доходить до +8 °C. На нее лучше ставить открытые банки с домашней консервацией, варенье, шоколад и сыр. Средняя полка предназначена для готовых блюд: супов, мяса и гарниров. Температура на ней — до +5 °C, что достаточно для сохранения свежести.
Холодней всего на нижней полке — до +2 °C. Поэтому на нее нужно ставить скоропортящиеся продукты: молоко и кисломолочку, колбасы, копчености, соленую рыбу. Также сюда можно положить охлажденный фарш и мясо.
Современные холодильники, как правило, имеют зону свежести — это специальный ящик под нижней полкой для овощей и фруктов. В нем около 0 °C и поддерживается более высокая влажность, уровень которой можно регулировать. Для фруктов, овощей, зелени и ягод он должен быть 90%.
Если зоны свежести нет, то воспользуйтесь ящиками, которые предусмотрены практически в любых моделях. Температура в +6 °C и повышенная влажность позволяют дольше сохранить внешний вид овощей и фруктов. 
Совет
Не храните продукты в полиэтиленовых пакетах. В них скапливается конденсат, из-за чего овощи, фрукты и другая еда начинают портиться.

Плоскостопие у детей – изменение конфигурации скелета стопы, связанное с уплощением ее сводов и приводящее к нарушению механики ходьбы. Плоскостопие у детей проявляется утомляемостью, болями в ногах при движении и статической нагрузке, отечностью и деформацией стопы, изменением походки, затруднением ходьбы. Диагноз плоскостопия у детей устанавливается на основании клинического осмотра, данных плантографии, подометрии и рентгенографии стоп. Для лечения плоскостопия у детей используются консервативные методы (массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия, наложение гипсовых повязок и ортезов); оперативное вмешательство проводится в крайних случаях.

Общие сведения
Плоскостопие у детей – самая распространенная ортопедическая патология в педиатрии, проявляющаяся снижением высоты сводов стопы. Плоскостопие может выявляться у ребенка с самого рождения (в 3% случаев); к 2 - 4 годам оно наблюдается у 24-32% детей, к 7 годам – у 40%, к 12 годам – у 50% подростков.
Активное формирование элементов свода стопы у детей происходит постепенно, с появлением и возрастанием нагрузки на ноги. Критическим моментом в развитии плоскостопия является возрастной период с 8 месяцев до 1,5 лет, когда ребенок начинает вставать и учиться ходить. В раннем возрасте у всех детей отмечается физиологическая плоская стопа, обусловленная возрастными анатомо-функциональными особенностями: хрящевой структурой костей, более эластичными и растяжимыми связками, слабыми мышцами. При правильном развитии с повышением силы и выносливости мышц это состояние у детей самостоятельно нормализуется к 5-6 годам. При определенных нарушениях у детей развивается плоскостопие, приводящее к резкому снижению амортизационного потенциала стопы, возрастанию нагрузки на другие элементы опорно-двигательного аппарата с повреждением коленных и бедренных суставов, деформацией позвоночника, нарушением работы внутренних органов.
Классификация плоскостопия у детей
Стопа имеет продольный и поперечный своды, поддерживающие мышцы и связки, обеспечивающие равновесие тела, распределение и смягчение ударной нагрузки во время ходьбы, бега и прыжков, а также повышающие выносливость к осевой нагрузке. По анатомическому признаку в ортопедии различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие. У детей чаще встречается продольное плоскостопие с уплощением продольного свода и удлинением стопы, соприкасающейся с полом всей поверхностью подошвы. При поперечном плоскостопии у детей длина стопы уменьшается, ее передний отдел опирается на головки всех плюсневых костей.
Плоскостопие у детей может быть врожденным и при­обретенным. Врожденная форма встречается достаточно редко и связана с пороками развития костных структур и мышечно-связочного аппарата стопы. Приобретенное плоскостопие у детей в зависимости от происхождения может быть статическим, травматическим, рахитическим, паралитическим. Самое распространенное статическое плоскостопие чаще встречается у детей школьного возраста при несоответствии между статической и динамической нагрузкой на стопу и тонусом мышц.
Причины плоскостопия у детей
Плоскостопие у детей может развиваться по различным причинам. Врожденное плоскостопие у детей наблюдается при внутриутробном недоразвитии костей, мышц, связок и сухожилий голени и стоп. Приобретенное плоскостопие у детей также развивается на фоне врожденной недостаточности соединительной ткани и может сочетаться с добавочной хордой в сердце, перегибом желчного пузыря, близорукостью и др. В формировании плоскостопия у детей большое значение имеет наследственный фактор - наличие этой патологии у близких родственников.
Плоскостопие у детей может быть вызвано слабостью мышечно-связочного аппара­та стопы, не выдерживающего большие нагрузки; поражением костно-мышечной системы при рахите; неправильно сросшимися переломами лодыжек, плюсневых, пяточной и таранной костей; параличом или парезом мышц голени и стопы (в т.ч. после полиомиелита); неврологической патологией (энцефалопатией).
Возникновению статического плоскостопия у детей способствуют ношение неправильно подобранной обуви (тесной, разношенной, на толстой подошве), избыточный вес и ожирение, длительная непрерывная ходьба или стояние. Часто плоскостопие развивается у детей с плосковальгусной деформацией стоп.
Симптомы плоскостопия у детей
В большинстве случаев врожденного плоскостопия у детей поражается одна стопа, которая имеет вид качалки или «пресс-папье» с выпуклой подошвой и уплощенной, даже вог­нутой тыльной стороной. Отмечается пяточная установка стопы, резкая пронация с отведением пальцев кнаружи. С появлением статической нагрузки врожденное плоскостопие усугубляется и закрепляется.
У детей 6-7 летнего возраста плоскостопие проявляется быстрой утом­ляемостью при ходьбе и стоянии, стаптыванием обуви по внутреннему краю подошвы и каблука. Клиническими симптомами приобретенного плоскостопия у детей являются ноющие боли в области стопы, усиливающиеся после длительного пребывания на ногах; отечность стоп к вечеру, утомляемость при ходьбе.
Выделяют три степени продольного плоскостопия у детей, определяющиеся по степени деформации стопы. При I степени высота свода стопы составляет 25-35 мм, видимая деформация стопы отсутствует. При II степени - высота свода от 25 до 17 мм, уплощение стопы видно невооруженным глазом; плоскостопие у детей проявляется нарастанием болей в стопе, голеностопном суставе и икроножных мышцах, затруднением ходьбы. Изменяется форма стопы – увеличивается ее длина, расширяется средняя часть, походка становиться тяжелой и неуклюжей; у детей отмечается быстрая общая утомляемость. Плоскостопие III степени характеризуется резко выраженной деформацией стопы, снижением высоты свода менее 17 мм, постоянными болями в ногах и пояснице, головными болями, невозможностью ходьбы в обычной обуви.
Плоскостопие служит причиной искривления пальцев стопы, появления мозолей, формирования у ребенка нарушений осанки (сколиоза) и болезней позвоночника (остеохондроза, грыжи межпозвонковых дисков), развития деформирующих артрозов, воспаления менисков и т. д.
Диагностика плоскостопия у детей
Установить плоскостопие у детей до 5-6 летнего возраста довольно проблематично. Диагноз выраженных случаев плоскостопия у детей может быть поставлен детским ортопедом при клиническом осмотре, позволяющем выявить изменения длины, ширины и объема движений стопы, нарушение состояния ее сводов, особенности износа обуви.
Объективными методами оценки плоскостопия у детей старшего возраста являются плантография – получение отпечатка следа ноги на бумаге и подометрия – измерение «подометрического индекса» свода стопы. Уточнить диагноз плоскостопия у детей помогаю результаты рентгенографии стоп с нагрузкой, выполненной в 2-х проекциях.
Лечение плоскостопия у детей
Плоскостопие у детей – прогрессирующее заболевание, и чем раньше начато его лечение, тем эффективнее результаты. Лечение врожденного плоскостопия начинают с первых недель жизни ребенка, что позволяет устранить все компоненты деформации стопы. При врожденном плоскостопии у детей проводится специальная лечебная гимнастика, массаж мышц стопы и голени; осуществляется удержание стопы в правильном положении с помощью бинтования, наложения этапных гипсовых повязок, ночных ортезов (с 6 месячного возраста). При усугублении проявлений плоскостопия у детей выполняют операцию.
Лечение статического плоскостопия у детей, направленное на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, включает массаж, физиотерапию и ЛФК. У детей младшего возраста исключаются мягкая обувь (валенки, резиновые сапоги, чешки); рекомендуется ношение ботинок с твердой подошвой и небольшим каблучком, хорошо фиксирующих голеностопные суставы. При плоскостопии у детей старшего возраста показано ношение ортопедической обуви со стелькой–супинатором, приподнимающим опущенный свод и возвращающим стопу в правильное положение.
Устранению плоскостопия у детей способствует гидромассаж, контрастные ножные ванны, парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации на область ступней, магнитотерапия. В отсутствии эффекта коррекции применяют гипсовые по­вязки и лонгеты; в тяжелых случаях комбинированного плоскостопия возможны оперативные вмешательства на костях и мягких тканях стопы и голени. Оптимальный возраст для хирургического лечения плоскостопия у детей составляет 8-12 лет.
Прогноз и профилактика плоскостопия у детей
Слабо и умеренно выраженная степень плоскостопия у детей при своевременной коррекции полностью излечима; запущенные случаи трудно поддаются коррекции. В отсутствии лечения плоскостопие у детей приводит к выраженной деформации стопы, суставов и позвоночника.
Профилак­тикой плоскостопия у детей являются ношение правильно подобранной обуви; занятия физкультурой, игровыми видами спорта (баскетбол, футбол) и плаванием; ходьба босиком по неровной земле, песку, гальке; нормализация кальциево-фосфорного обмена; контроль массы тела.

ОБРАЗ ЖИЗНИ
Летом мы предпочитаем максимально легкую обувь, которая не стесняет движений и позволяет ногам «дышать». Но вы когда-нибудь думали, что привычная обувь может быть опасной для здоровья? Чем опасны летние шлепки или балетки?
На ступнях много потовых желез, и при повышении температуры воздуха они активно работают. Чтобы не было жарко, большинство из нас предпочитает открытую и максимально легкую летнюю обувь. Сандалии, босоножки, открытые туфли, шлепки носят взрослые и дети. Но мало кто думает о том, что привычная обувь может стать опасной и приведет вас на прием к врачу-ортопеду. Поговорим о подборе летней обуви и возможной опасности любимых сандалий или кроксов.

Выбор — огромный
Шлепки, босоножки, балетки, кроксы, кроссовки — выбор летней обуви безграничен по цветовой гамме, модельному ряду и материалам. К сожалению, летняя мода не всегда предлагает полезные изделия для ваших ступней, ног в целом, позвоночника или осанки. Необходимо стремиться найти баланс между красивым внешним видом и пользой для здоровья. Для этого разберем основные виды обуви с точки зрения ортопеда.
Шлепанцы: не все одинаково вредны
Подошва на шлепках зачастую довольно тонкая, поэтому для стоп она жесткая, что может усугублять проблемы с ногами, если они уже были. Также фиксация шлепанцев на ногах очень слабая, что может привести к травмам стопы и голеностопного сустава. Однако есть некоторые виды шлепанцев, у которых в области пятки есть выемка в виде чаши и более толстая и мягкая подошва, что лучше для амортизации и еще они обеспечивают большую поддержку сводов стопы. Шлепанцы лучше всего носить в течение коротких промежутков времени, например, на пляже, но никогда не носите их каждый день.
Сандалии: зависит от подошвы
Если возможно, лучше предпочесть шлепанцам сандалии, они фиксируют ногу ремешком вокруг лодыжек и обеспечивают лучший контроль стопы во время ходьбы. Также это помогает закрепить обувь на пятке, что обеспечивает дополнительную поддержку.
Сегодня многие модели сандалий обладают хорошей толстой подошвой с эффективной амортизацией и имеют ортопедическую выкладку на стельке, а также хорошо гнутся в средней части. Ваши ноги скажут «спасибо» такой обуви. Также сандалии можно использовать для длительных прогулок и не бояться последствий.

Сабо или кроксы: во-первых, это удобно
Сабо — удобная и свободная обувь. В кроксах есть супинатор и «ямка» для пятки, которые хорошо поддерживают своды стопы, это обеспечивается за счет вспененного материала. Кроксы идеально подходят, если вы часами стоите на ногах, так как пена сохраняет свою форму, уменьшая давление на стопу и суставы. Именно поэтому сабо так любят медицинские работники, особенно хирурги. Вентиляционные отверстия по бокам предотвращают чрезмерное потоотделение. Хотя есть и минусы: в них все-таки бывает жарковато летом. Кроксы можно носить дома вместо тапочек, особенно после тяжелого рабочего дня.
Еще один немаловажный плюс кроксов — возможность вставить в них ортопедическую стельку, если вы ими пользуетесь или только планируете. Сабо могут быть очень полезны для людей, у которых имеются боли в пятках или есть шишки в области пяток, при этом задник не будет ее натирать.
Балетки: стрессовый перелом
С точки зрения ортопедии балетки — это не очень хорошая обувь, однако они очень популярны, особенно летом. Проблема балеток в том, что они довольно тонкие и узкие, их ношение может провоцировать сильное сжимание пальцев и вызывает нарушения биомеханики стопы.
Как правило, эта обувь не обеспечивает никакой поддержки сводов стопы и часто очень узкая именно в переднем отделе. Такая обувь может приводить к появлению натоптышей, мозолей, прогрессированию плоскостопия, особенно поперечного, что приводит к искривлению пальцев и образованию косточки с внутренней стороны.
Избегайте балеток, если вы собираетесь долго гулять. Не хочется никого пугать, но ношение узкой обуви на тонкой подошве может приводить к стрессовым переломам, во время, например, пешеходной экскурсии. Эта обувь может подойти для ужина в ресторане или отдыха во дворе, но не на каждый день.
Кроссовки: в пир и в мир
Спортивные кроссовки — лучшее, что обеспечивает поддержку ваших ног во время тренировок, физических нагрузок и прогулок пешком. Кроссовки чаще всего имеют хорошо амортизирующую гнущуюся подошву, которая активно поглощает ударную нагрузку и положительно влияет на работу стопы. Для лета кроссовки изготавливаются из материалов, которые более воздухопроницаемы и влагостойки, также можно подобрать обувь с перфорацией, в ней не будет жарко.
Вы также можете найти повседневные кроссовки с поддержкой свода стопы и удобной пяткой, но имейте в виду, что некоторые из них могут не иметь такого же уровня поддержки стопы, как спортивные кроссовки. Поэтому необходимо уточнять подходит ли данная модель для занятий спортом или длительных прогулок. Также в кроссовки легко установить индивидуальные ортопедические стельки, если вам они показаны.
Спортивные кроссовки можно использовать для занятий спортом, пеших прогулок по городу, передвижения по пересеченной местности, даже для светских выходов. Но не покупайте кроссовки, в которых совсем не гнется подошва или она слишком мягкая, это нарушает правильные фазы ходьбы и может привести к негативным последствиям.

Конец лета-начало осени – шикарная пора на Кубани! Тёплое и уже неагрессивное солнце, прохладные ночи, наконец, обилие самых разнообразных овощей и фруктов, которые не только вкусные, но ещё и невероятно полезные для нашего организма. Сейчас настало время зарядиться в преддверии зимы природными витаминами. Об этом сотрудникам усть-лабинского сельхозхолдинга «Прогресс Агро» рассказал врач-методист ГБУЗ ЦОЗиМП Александр Горячев. Лекция прошла в дистанционном формате в рамках реализации корпоративной программы укрепления здоровья работающих.

Витамины и минералы очень нужны человеку. Они нормализуют психоэмоциональный фон, укрепляют иммунную систему, предупреждают ломкость капилляров, улучшают пищеварение, стимулируют обмен веществ, снижают риск развития атеросклероза сосудов, повышают работоспособность, выносливость и устойчивость к инфекциям. Однако бежать в аптеку и скупать все доступные витаминно-минеральные комплексы – ни в коем случае не надо. В конце концов, это даже вредно, потому что избыток некоторых веществ хуже, чем недостаток. Лучше всего – сдать анализ крови на уровень микро- и макроэлементов. Точечное принятие недостающих полезных веществ – самое оптимальное решение. Если же вы не сделали такой анализ, ограничьтесь приёмом важнейших витаминов – A, B, C, D, E.

Витамин A (ретинол). Отвечает за красивую кожу, острое зрение и быстрое восстановление тканей. В сутки человеку надо 1 мг ретинола. Его источники – печень трески, свиная, говяжья, баранья печень; сливочное масло; зелень – шпинат, щавель, укроп, лук, петрушка; фрукты и овощи оранжевого и желтого цвета – морковь, облепиха. Важно знать и учитывать, что ретинол – жирорастворимый витамин, который усваивается только с жирами. Ешьте салаты и овощи со сметаной или растительным маслом.

Витамины группы B регулируют в организме огромное количество процессов – от функций нервной системы до выработки гемоглобина. Суточная потребность в витаминах данной группы – 0,5–1,5 мг. Для профилактики необходимо употреблять молоко и кисломолочные продукты, мясо и субпродукты, орехи и жирную рыбу, сою и гречку, цельнозерновой хлеб и яйца.

Витамин C. Аскорбиновую кислоту организм задействует для борьбы с инфекциями, заживления ран и переломов, укрепления кожи и мышц. Вы получаете мало витамина C, если у вас часто возникают и долго не проходят простуды и синяки. Суточная доза витамина C – 90 мг. Вы получите их, если будете постоянно кушать цитрусовые, черноплодную рябину, зелень, болгарский перец, свежие помидоры, квашеную капусту, киви. Однако при тепловой обработке витамин C разрушается. И ещё: курящим и любителям спиртного аскорбинку надо принимать на порядок больше.

Витамин D. Кальциферол – «Солнечный витамин» – нужен для абсорбции (всасывания) кальция, роста костей и зубов. Организм способен синтезировать витамин D, но только при попадании солнечных лучей на кожу. Ежедневная норма витамина D – 50 мг. Его источники – рыбий жир, печень морских пород рыб, яйца (желток), сливочное масло и молоко.

Витамин E (токоферол). За выраженное антиоксидантное действие его называют «витамином молодости», ведь благодаря ему мозг получает больше кислорода и легко справляется с нагрузками, а кожа выглядит увлажненной и тонизированной. Дневная потребность в токоферолах – 15 мг. Витамин E присутствует в капусте, шпинате, листовом салате, нежирном мясе, растительном масле.

Витамин K помогает регулировать кроветворение, нормализует свертываемость крови, отвечает за тонус сосудов. Организму нужна невысокая потребность в витамине К – всего 120 мкг (0,12 мг). Лучшими его поставщиками считаются зеленые овощи и листовой зеленый чай.

Практически все необходимые для нормальной жизнедеятельности человека витамины и минералы есть в пище, которые мы едим. Так что правильное питание – подлинный ключ к здоровью.

Назвала ведущий консультант по лабораторной медицине, ведущий эксперт Центра молекулярной диагностики CMD ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Маргарита Провоторова.
В августе на прилавках появляются молодые грецкие орехи. Самое время познакомиться с этим продуктом поближе и добавить его в рацион.
Почему это стоит сделать
Грецкий орех – один из лидеров по содержанию необходимых организму полиненасыщенных жирных кислот. А по уровню альфа-липоевой кислоты – той самой омега-3 в растительной форме – абсолютный рекордсмен. Заботитесь о здоровье своего сердца и сосудов? Добавьте к перекусу 5–7 половинок грецкого ореха! Даже такое небольшое количество плодов содержит больше омега-3, чем установленная суточная норма. Научные исследования показали, при употреблении грецких орехов как минимум 4 раза в неделю риск развития сердечно-сосудистых заболеваний снижается примерно на 37%. Кроме того, омега-3 помогает быстрее воспринимать и обрабатывать информацию, позволяет улучшить память и остальные когнитивные функции.
 Хотите снизить уровень «плохого холестерина»? В этом помогут грецкие орехи. А еще у этого полезного растительного продукта низкий гликемический индекс, поэтому орехи можно есть пациентам с сахарным диабетом.
 Грецкие орехи богаты минералами и витаминами. Особенно стоит отметить марганец, магний, фосфор, цинк, железо, витамины Е, А, С и К. Такой разнообразный и насыщенный состав позволяет маленькому орешку стать настоящей «антиоксидантной бомбой».
 Стоит отметить и положительное влияние продукта на микробиом. Грецкие орехи – отличные помощники в увеличении количества полезных микроорганизмов в кишечнике.
Никак не можете наладить сон и плохо высыпаетесь? И здесь грецкие орехи придут на помощь. Благодаря высокому содержанию мелатонина, или, как его еще называют,«гормона сна», эти плоды не просто помогут снова крепко спать по ночам, но и улучшат настроение, снизят раздражительность.
Кому орехи могут навредить
Как мы выяснили, грецкий орех – звезда здорового рациона питания. Но все же есть противопоказания. Плоды орехового дерева – сильный аллерген, и в случае диагностированной аллергии обязательно обсудите с врачом возможность добавления их в меню. Кроме того, стоит с осторожностью есть орехи при хронических заболеваниях печени, желчного пузыря и при подагре. Есть риск спровоцировать обострение болезни.
Высокая калорийность плодов может грозить прибавкой в весе. В 100 г орехов содержится 650 ккал, поэтому, увлекшись, легко превысить суточный калораж. Не стоит использовать грецкий орех и в качестве топинга в калорийных десертах с мороженым, шоколадом, взбитыми сливками. Лучше есть не более 30-35 г в качестве перекуса или как добавку к овсяной каше, творогу, йогурту.

Адаптация (от лат. – приспособление организма) к новым условиям, изменению социального статуса – процесс естественный и неизбежный, который является важным этапом в жизни первоклассников и студентов – первокурсников. 
Адаптация к 1-му классу
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Физиологическая адаптация
Период острой адаптация (первые 2-3 недели) – это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Большинство (56%) детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей (30%) нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится правильным. Третья группа (14%) – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья.
Как помочь?
1. Соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата. Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
2. Больше движений. От деятельности мышц напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут поиграть, например, в футбол – и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. Поэтому, если ребенок рвется на улицу побегать во дворе, не запрещайте, даже если уроки еще не сделаны, ведь здоровье дороже! Педиатры и детские невропатологи считают, что ребенок должен активно двигаться 3-4 часа. Исследования показали, что у школьников, которые ежедневно занимаются физическими упражнениями, много двигаются, бывают на свежем воздухе, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная ёмкость лёгких и сила мышц.
 Психологическая адаптация
Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу-не хочу, буду-не буду, пойду-не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс. Стресс – любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть физиологическим, например, холодное обливание, оно стимулирует организм, и психологическим, например, смена работы. У вашего ребенка психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит.
Как помочь?
Во-первых, важно, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его физически, а просто разговаривать с ребенком в спокойном тоне. Во-вторых, уделяйте больше внимания своему ребенку, это так важно для него. Внимание – это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, – просто констатация факта, что родители тебя видят. Например, дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом спрашивает «Что, Репку читаешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках «Репка». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе».
Социальная адаптация
Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника и достигается целым рядом условий: развитием умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, налаживания контакта с другими детьми, выстраивания отношений с взрослыми.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.
Адаптация к 1-му курсу
Совсем недавно ваш ребенок был школьником, а завтра он станет студентом – первокурсником. Зачастую молодые люди устают не только от другой учебной нагрузки, от новых форм обучения, но и от собственного волнения и боязни не справиться с учебой.
Родители могут предвидеть такую ситуацию и помочь в этот непростой для первокурсника период. Подготовка к студенческой жизни, начавшаяся еще в выпускном классе школы, будет способствовать более быстрой адаптации.
Правильное решение – посещение факультативов во втором полугодии “Подготовка к учебе в ВУЗе”, существующих во многих школах. Педагоги знакомят школьников с традиционными для университета лекционными и семинарскими занятиями. Ребята должны разобраться в их структуре и хотя бы немного привыкнуть к ним. Учитель, ведущий факультатив, совместно со школьным психологом разрабатывает и проводит несколько уроков , посвященных ситуации подготовки и сдачи экзамена. Также, в рамках факультатива организованы уроки по быстрому и эффективному конспектированию лекционного материала, занятия по отработке публичных выступлений. Нередко на такие уроки приглашают представителей ВУЗов, которые отвечают на вопросы ребят и знакомят их с особенностями перспективы учёбы в этом учреждении образования. Двух учебных четвертей будет вполне достаточно для эффективности такого ознакомительного курса.
Всё больше ребят стремятся попасть на подготовительные курсы при высших учебных заведениях. Там школьник получает ту базу, которая поможет ему поступить в ВУЗ. Регулярные занятия помогают настроиться ребятам на будущую учебу, они уже привыкают к учебному заведению и психологически легче впоследствии воспринимают новую обстановку. Кроме того, регулярное посещение курсов вырабатывает у школьников такие важные для будущих студентов личностные навыки, как ответственность, пунктуальность, обязательность. Для ребят это дополнительная нагрузка к учебному труду в школе – и это отлично помогает детям перейти на новый для них режим обучения и на другие объёмы учебного материала.
Желаем всем ребятам – малышам и постарше успешно адаптироваться к учебе, быть здоровыми, сильными, активно познающими мир, веселыми и уверенными в себе людьми! 
С праздником 1 сентября!

Еда влияет не только на вес тела, но также на нашу физическую активность и даже на настроение. Во время приема пищи в организме вырабатываются так называемые «гормоны счастья», нейромедиаторы дофамин и серотонин.
Нашему головному мозгу для адекватной работы необходима глюкоза, а когда мы голодны ее уровень снижается, что может сделать нас раздражительными и даже агрессивными.
Таким образом, сам по себе прием пищи может поднять настроение, но также существуют и продукты, которые способны влиять на наше настроение. 
Яйца, мясо и птица. Эти продукты богаты аминокислотой триптофаном, которая благотворно влияет на наше настроение, а также стимулирует выработку гормона сна – мелатонина. Кроме того, данные продукты богаты белком и аминокислотой фенилаланином, которые стимулирует выработку дофамина в организме. 
Фрукты и овощи. Богаты клетчаткой, которая стимулирует рост полезной микрофлоры кишечника, что благотворно влияет не только на работу кишечника, но и на наше настроение. Бобовые богаты фенилаланином, который используется для синтеза дофамина, а также замедляет скорость распада эндорфинов в организме. Триптофаном богаты бананы, листовые овощи и зелень. Кроме того, овощи и фрукты богаты разнообразными витаминами и микроэлементами, необходимыми для адекватной работы нервной системы. Всемирная Организация здравоохранения рекомендует потреблять не менее 400 граммов овощей и фруктов день. 
Ферментированные продукты. Например, классическая квашеная капуста, или корейская капуста кимчи. В процессе ферментации она обогащается пробиотиками, микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности, которые благотворно влияют на здоровье человека. Аналогичные процессы происходят при закваске йогурта или чайного гриба (комбучи). Данные продукты стимулируют выработку серотонина клетками кишечника и рост здоровой микрофлоры, что оказывает позитивное влияние на наше настроение. 
Шоколад. Теобромин и флавоноиды какао-бобов улучшают кровоток в головном мозге, обеспечивая нейроны дополнительной глюкозой и кислородом, а также влияют на когнитивные способности. Однако крупных исследований по данной теме еще не проводилось.
Шоколад также известен как продукт, который поднимает настроение, так как какао-бобы богаты триптофаном. Но точные механизмы влияния биологически активных веществ какао-бобов на настроение и развитие депрессии еще не изучены. Сама по себе депрессия может увеличивать тягу к шоколаду, а его чрезмерное употребление приводить к развитию зависимости и эпизодам переедания, которые сопровождаются чувством вины и самонаказаниями в виде жестких ограничительных мер в питании. 
Помните, что в вопросах, касающихся рационального питания, очень важным является принцип умеренности. Даже продукты с полезными свойствами, но употребляемые бесконтрольно, могут нанести вред. Поэтому рацион питания должен быть сбалансированный и разнообразный.

 Что говорит закон?
Ситуация в российском законодательстве сейчас стремительно меняется. Это связано с введением новых стандартов образования, принятием новых нормативно-правовых актов, касающихся процесса обучения. Поэтому если в предыдущие годы возраст ребенка на 1 сентября не был столь принципиальным моментом, то на данный момент возраст будущего первоклассника стал объектом пристального внимания.
Действующее законодательство федерального и регионального уровней требует, чтобы в 1 класс общеобразовательной школы были приняты дети, которым на 1 сентября уже исполнилось 6 лет и 6 месяцев, но не исполнилось 8 лет.
Однако законодатель предусмотрел ситуации, когда может рассматриваться вопрос о приеме в первый класс ребенка более младшего возраста. «Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста», – говорится в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах.
Как видно из этой формулировки, прием в первый класс ребенка в возрасте менее 6,5 лет требует от школы соблюдения гигиенических требований для детей дошкольного возраста. Несложно догадаться, что далеко не в каждой школе есть возможность организовать, например, дневной сон, а также соблюсти другие требования СанПиНа, касающиеся организации обучения дошкольников. Собственно, этим нюансом во многом и объясняется отсутствие оптимизма у администрации школ, когда им задают вопрос, берут ли в школу с 6 лет. Кроме того, существует определенное предубеждение относительно родителей, которые уверяют, что их сын или дочь не по годам развит.
Принимают ли в школу с 6 лет?
Первые документы, с которыми следует ознакомиться родителям будущего первоклассника, – это Устав школы, в которую предполагается поступление, и Правила приема в первый класс. Эти документы доступны на официальных сайтах образовательных учреждений.
В Уставе школы и Правилах приема необходимо найти информацию, берут ли ребенка в школу с 6 лет. В документах большинства школ указано, что прием детей такого возраста возможен с разрешения Учредителя. Кроме этого, может быть указан список документов, которые необходимо предоставить.
Помимо общих для всех поступающих в первый класс документов (копии свидетельства о рождении, медицинской карты, заявления законных представителей и т.п.), вероятнее всего, потребуется получение дополнительных документов, подтверждающих возможность ребенка приступить к обучению в первом классе в столь юном возрасте.
 В школу в 6 лет: рекомендации психолога
Однозначно правильного ответа на вопрос: «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» нет. Все дети разные, каждый ребенок – уникальная личность, у которого есть свои сильные и слабые стороны. Основными ориентирами для родителей чаще всего становятся:
• собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и вырос отличным человеком!»);
• изменение в системе образования («Учиться теперь нужно 11 лет, зачем ребенку до 18 лет за партой сидеть. Раньше сядет – раньше выйдет!»);
• а иногда даже тщеславие и амбиции «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что ли?».
Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам ребенок готов к таким серьезным переменам в своей жизни. Без сомнения, есть дети, которые уже в 6 лет с удовольствием сядут за парту. Они, как правило, достаточно самостоятельны, тянутся к знаниям и готовы выполнять указания учителя, их увлекает процесс учебы, им нравится читать книги, слушать и запоминать то, что говорит педагог. Но существуют и дети, у которых эти качества в полном объеме развиваются чуть позже, а именно – к семи годам.

Понятие «школьная зрелость» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.
Интеллектуальная зрелость – это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли ребенок концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10-15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.
Эмоциональная зрелость – предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение – справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?
Социальная зрелость – включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность). Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе.
Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация – это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.
Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности ребенка к школе, однозначно, стоит сходить на консультацию к детскому психологу и провести психодиагностику. А еще, важно ответить себе на вопрос: «Зачем моему ребенку идти в первый класс в шесть лет? В чем будет польза для него?». Если с ответом трудностей не возникло, то нет никаких оснований еще на год оставаться дома. Если же вы засомневались, то лучше не стоит торопиться. Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, и использовать этот дополнительный год с пользой для всех – уделить внимание укреплению здоровья ребенка, больше читать и развивать его кругозор.

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации
  • Министерство здравоохранения Краснодарского края
  • Портал записи на приём к врачу через Интернет в медицинские организации Краснодарского края
  • Портал дистанционного обучения министерства здравоохранения Краснодарского края
  • Помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
  • Узнай квалификацию своего врача
  • info
  • Узнай своего врача
  • hline
  • infarct
  • test2
  • test2
  • anketa eko
  • takzdorovo
  • anketa eko