Размер шрифта:
Цвета сайта:
Параметры

Медицинская профилактика

 

Как помочь своему ребенку стать более организованным? 

 

В повседневной жизни школьника большую роль играет режим дня. Это дисциплинирует, помогает быть собранным. Особую актуальность это приобретает в нынешней эпидемиологической обстановке, когда дети могут учиться дистанционно. Крайне важно в такой ситуации правильно сочетать отдых и учёбу.

 

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

 

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.

Описание: rdds.jpg

 

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

 

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

 

·         Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна.

 

·         Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).

 

·         Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.

 

·         Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

 

Примерные нормы ночного сна для школьников:

 

В 1–4 классе — 10–10,5 часа, в 5–7 классе — 10,5 часа, в 6–9 классе — 9–9,5 часа, в 10–11 классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

 

Организация рабочего места школьника

 

Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

 

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

 

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

 

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

 

Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных электронно-вычислительных машин является неотъемлемой частью учебного процесса.

 

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:

 

·         для обучающихся в 1-4  классах - 15 мин.;

 

·         для обучающихся в 5-7 классах - 20 мин.;

 

·         для обучающихся в 8-9 классах - 25 мин.;

 

·         для обучающихся в 10-11 классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.

 

Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах - 3 урока.

 

При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.  

 

Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

 

Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

 

·         для обучающихся в 2-5 классах - не более 60 мин.;

 

·         для обучающихся в 6 классах и старше - не более 90 мин.

 

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся 2-5 классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

 

Игры и прогулки

 

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

 

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

 

Правильное питание

 

Питание школьника - это тоже часть режима дня. От него зависит гармоничное развитие молодого организма. Во время пандемии лучше минимизировать посещение магазинов и запастись полезными продуктами длительного хранения. Это могут быть фрукты – замороженные или консервированные (последние лучше выбирать в собственном фруктовом соку, а не в сиропе); замороженные овощи, зерновые (например, «необработанные» овес или гречка - они хранятся дольше, чем обработанные). В детском рационе стоит уменьшить количество молочных продуктов, которые содержат большое количество жиров, например, плавленых сыров, несмотря на то что они имеют долгий срок хранения. Эти продукты не обеспечат ребенка кальцием и витамином D, в отличие от натуральных.

 

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость, сохранит трудоспособность ребёнка и будет способствовать его успешной учебе.

 

Врач-диетолог, доктор медицинских наук Михаил Гинзбург заявил, что главным продуктом для долголетия является имбирь. «Имбирь обладает противовоспалительным эффектом, эффектом самоочищения клеток, то есть аутофагией. Все процессы, которые лежат в основе старения, имбирь может перекрывать. Он стимулирует образование коллагена и замедляет его деградацию, а это замедляет старение. Также имбирь ускоряет заживление ран и ссадин», – сказал эксперт в эфире программы «О самом главном».

Зависимость от сетевого пространства является очень серьёзным психологическим вопросом, способным жестоко поломать судьбу человека. И освободиться от подобного рабства можно лишь через безусловное осознание и принятие проблемы. Об этом шла речь на очередной лекции медицинского психолога краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Ирины Бабкиной для студентов Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа.

По данным Всемирной организации здравоохранения, от пагубного воздействия табака на организм человека ежегодно умирают около 6 млн жителей планеты, 12% из которых некурящие.

Особенно вредно пассивное курение для детей. Табачный дым тяжелее воздуха и оседает вниз. К тому же навредить курением своему ребенку можно еще задолго до его рождения. А в случае курящих женщин даже до его зачатия. Как именно курение вредит будущей семье — в нашей статье.

Новая коронавирусная инфекция опасна сама по себе, однако также необходимо помнить, что одним из ее последствий может стать постковидный синдром. У переболевших COVID-19 через несколько месяцев после выздоровления регистрируют самые разные симптомы: от депрессии и утомляемости до кашля, бессонницы и выпадения волос.

Обсудили эту тему с Екатериной Анатольевной Пырьевой, кандидатом медицинских наук, заведующей лабораторией возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии».

Существует несколько важных принципов, которых нужно придерживаться при планировании детского рациона.

Первый, основополагающий – питание ребенка должно способствовать формированию правильного пищевого поведения. Это полезно в любом возрасте, но эффективность выше именно в ранние годы развития, когда человек более гибок и восприимчив.

Второй – количество энергии, которую нам дает пища, должно соответствовать тратам организма.

Третий – питание ребенка должно быть разнообразным. После года в рационе должны присутствовать все группы продуктов; разве что грибы можно исключить до трехлетнего возраста (или даже до школьного).

Ожирение – глобальная проблема, которая накрыла сегодня практически весь цивилизованный мир. А точнее, его жителей. Судите сами: только за последнюю четверть века, по официальным данным ВОЗ, число людей, страдающих от лишнего веса, увеличилось вдвое! Наибольшую угрозу эта патология, естественно, представляет для людей старшей возрастной группы, поскольку значительно увеличивает риски развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, сахарного диабета 2 типа, резко повышает нагрузку на суставы и позвоночник. Поэтому мы попросили и.о. главного врача ГБУЗ «ЦОЗиМП» министерства здравоохранения края Андрея Сахарова рассказать, что конкретно нужно делать, прежде всего людям пожилого возраста, для профилактики ожирения.

– Две главнейшие причины ожирения – высококалорийное питание и малоподвижный образ жизни. И решать эту проблему нужно комплексно. Недостаточно просто сесть на диету. Физическая активность должна быть также в приоритете.

Я бы порекомендовал пожилым людям выбирать низкую или умеренную нагрузку в зависимости от общего состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, прошлого опыта занятий и тренированности.

Обязательно проконтролируйте нагрузку по частоте пульса и по характеру дыхания. Есть простой способ. При низкой активности, одышки почти нет, и человек разговаривает как обычно. При умеренной нагрузке, дыхание учащенное, но говорить можно короткими полными предложениями.

Особенно уже при существующем ожирении, интенсивная нагрузка, когда человек из-за выраженной одышки может говорить только отдельные слова, а не целые предложения, таит в себе прямую опасность для здоровья!

Нагрузки низкой интенсивности: бытовая активность дома, медленная ходьба, зарядка. Примеры занятий умеренной интенсивности: быстрая ходьба, плавание, езда на велосипеде, танцы, работа в саду, подъём по лестнице пешком.

При избыточном весе акцент делается на продолжительности занятий. Рекомендуются нагрузки от 40 до 90 минут, так как длительные занятия (более 30 мин.) приводят к использованию жира как источника энергии.

Рекомендуемая частота занятий – 4-5 раз в неделю. Но лучше это делать ежедневно и в максимально возможном диапазоне: сократить время работы сидя, больше двигаться.

При выборе вида физической нагрузки необходимо учитывать общее состояние здоровья в настоящий момент, образ жизни и желаемые цели занятий. Самые эффективные – аэробные нагрузки с продолжительной ритмической активностью (ходьба, езда на велосипеде, работа по дому, танцы, плавание). При ожирении можно выбрать и нейромоторные нагрузки, направленные на улучшение баланса, равновесия и гибкости (йога, пилатес, ушу). Не стоит забывать и о пользе силовых или анаэробных нагрузок для укрепления мышц и костной ткани, увеличения силы и улучшения обмена веществ (тренировки в тренажерном зале, упражнения с отягощением – гантели, бутылки с водой).

Важно проводить разминку в начале и заминку в конце занятий. По продолжительности они могут составлять 5-10 мин. и состоять из легких потягиваний или простых гимнастических упражнений.

Для того, чтобы физические нагрузки приносили максимальную пользу, занимайтесь в удобное время, выбирайте активности, которые нравятся, рассматривайте их, как возможность вернуть и сохранить форму, укрепить и приумножить здоровье.

По мнению многих специалистов, в пожилом возрасте очень полезна и эффективна ходьба. Конечно, для борьбы с лишними килограммами недостаточно обычной размеренной ходьбы, для этого нужно приложить определённые усилия. Для успешного похудения ежедневно надо совершать порядка 16 тысяч шагов. Конечно, такое количество сложно сосчитать и не сбиться, поэтому лучше воспользоваться специальным прибором – шагомером. Если такового не имеется, совершайте прогулку примерно в течение часа.

Начинать и заканчивать ходьбу следует в размеренном темпе, а в промежутке идти достаточно быстро (1 километр за 10–12 минут). Для прогулок лучше подбирать маршруты, на которых есть возвышенности: холмы, горки и т.п. Сложный рельеф местности несколько увеличит нагрузку, а значит, и расход калорий. Кроме того, это поможет укрепить мышцы ягодиц, бёдер, икр.

Чтобы избежать больших нагрузок на позвоночник и суставы, что весьма актуально для людей с большой массой тела, следует ходить по невысокой траве или грунту (например, по неасфальтированным тропинкам парка). Также нужно использовать правильную обувь и специальное оборудование – например, палки для скандинавской ходьбы, что также обеспечит безопасность, снизит нагрузку на опорно-двигательный аппарат и увеличит пользу от прогулок.

В сочетании с правильным питанием и другими методами снижения веса, такие занятия уже через месяц-два дадут положительный результат. Более того, согласно выводам учёных, обычная, но регулярная ходьба способствует снижению риска сердечной недостаточности примерно на 10%. Так что, двигайтесь и худейте. Худейте на здоровье!

Ранее врач-методист краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики подробно рассказал о пирамиде здорового питания. 

ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации
  • Министерство здравоохранения Краснодарского края
  • Портал записи на приём к врачу через Интернет в медицинские организации Краснодарского края
  • Портал дистанционного обучения министерства здравоохранения Краснодарского края
  • Помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
  • Узнай квалификацию своего врача
  • info
  • Узнай своего врача
  • hline
  • infarct
  • test2
  • test2
  • anketa eko
  • takzdorovo
  • anketa eko