353864, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск,

ул. К. Шевченко, 99

регистратура взрослой поликлиники:

(8-86143)2-15-86

регистратура женской консультации:

(8-861)991-11-26 доб. 2

 регистратура детской поликлиники:

(8-861)991-11-26 доб.3

 по вопросам организации и качества медицинской помощи:

8 (918) 198-72-59

 телефон экстренной психологической помощи по Краснодарскому краю 24/7:

8-800-250-29-55

горячая линия психологической поддержки НМИЦ психиатрии им. В.П. Сербского.

8-495-637-70-70

 

Медицинская профилактика

После длительных летних каникул очень важно наладить режим дня школьника.
Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.
Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.
Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.
Сон
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 10,5 часа, 6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Рабочий стол
Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Подготовка домашних заданий
После окончания учебных занятий в  школе, для восстановления работоспособности перед выполнением домашних занятий  организуется отдых длительность не менее 2 часов.
При выполнении домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
- начинать самоподготовку для учащихся, обучающихся в 1-ю смену в 15-16 часов, для учащихся, обучающихся во 2 смену в 8-9 часов
- общая продолжительность по времени на выполнение домашних занятий не должна превышать (в астрономических часах): во 2-3  классах – 1,5ч., в 4-5 классах – 2 ч., в 6-8 классах – 2,5ч., в 9-11 классах – до 3,5 ч.
- выполнение домашних занятий рекомендуется начинать с предмета средней трудности
- необходимо проводить «физкультурные минутки» 1-2 минуты.
Школьный ранец
Очень важно (особенно в младших классах) также правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.
Вес ранца не должен превышать: для учащихся начальных классов — 700 г, для учащихся средних и старших классов — 1000 г.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг, — 5–6 — 2,5 кг, 7–8 — 3,5 кг, 9–11-х — 4 кг.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.
Питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.
Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.
Игры и прогулки
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» Всем знакомая пятиминутная игра на уроке, во время которой учитель призывает отвлечься, отложить ручки, размять пальчики и потрясти руками, является примером простейшей динамической паузы. С помощью легкой «встряски» – переключения вида деятельности – учитель или воспитатель помогает детям вернуть концентрацию и интерес к занятию.

Динамические паузы: почему они нужны
Процесс обучения для ребенка очень энергозатратен: он требует усидчивости, концентрации, активной работы мозга. Взрослым может казаться, что в детских занятиях нет ничего сложного: в детском саду малыши рисуют, играют, выполняют простые, на наш взгляд, задания. На самом деле все перечисленные занятия требуют от малыша привлечения многих ресурсов – как физических, так и интеллектуальных. Чтобы избежать переутомления, познавательный процесс прерывают – организовывают общую игру или идут гулять, т. е. делают динамическую паузу. Ее цель – на время сменить вид деятельности, дать мозгу возможность «перезагрузиться» и, восстановив уровень концентрации, с новыми силами вернуться к занятиям. 
Аналогичные динамические паузы необходимы и в начальной школе.
«Начало учебы в школе – довольно непростое событие для ребенка. Изменение распорядка дня, увеличение количества новой информации… Динамические паузы – хорошее средство, чтобы организм смог передохнуть, восстановить силы и вновь включиться в учебу. Кроме того, это еще одна возможность настроить детей на взаимодействие, повод общаться», – говорит педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Наталья Паршина.   
Детские динамические паузы могут быть разными по форме, содержанию и продолжительности. Пальчиковые игры, простые задания на ритмику, массаж кистей рук – эти мероприятия не требуют много места и времени, поэтому прекрасно подходят для паузы прямо на занятии. Если учитель видит, что дети устали, плохо концентрируются на выполнении заданий, можно спонтанно провести пальчиковую разминку для переключения. А во время урока русского языка, где большую часть времени ребята тренируют навык письма, отлично подходят разговорные паузы – короткая игра в слова или чтение скороговорок сразу оживляет школьников.
Есть и более продолжительные по времени физкультурные паузы: их можно провести во время занятий (размять ноги, руки, шею и спину прямо в классе), но иногда на них выделяется целый урок – при хорошей погоде динамические паузы проводят на улице. 
Динамические паузы в детском саду
Ведущий вид деятельности у дошкольников – игра, с помощью игры малыши познают окружающий мир. Сочетание подвижных игр с элементами физкультуры способствует развитию координации, моторики и других важных навыков.
«Прогулка – это всегда простор для игр. Одинаково важны активные игры вроде классических догонялок: они улучшают ловкость, выносливость, скорость и другие физические показатели – и более спокойные, например игры с мячом в “съедобное-несъедобное”. После насыщенной прогулки ребенку будет легче провести несколько занятий в помещении, сосредоточившись на более размеренных упражнениях», – Наталья Паршина.
Динамическими паузами не пренебрегают и во время занятий: малышам нужен отдых даже во время рисования и развития речи. Как правило, у некоторых малышей утомление начинает появляться уже после первых 15 минут занятия: они могут начать отвлекаться, капризничать, мешать другим. Для педагога такие ребята служат ориентиром: пора делать перерыв.
«На самом деле в детском саду очень легко заметить, когда дети начинают клевать носом. Они вертятся, шумят, отвлекают друг друга. Если хотя бы у пары ребят появились признаки утомленности – стоит перевести их внимание на игровую паузу», – Наталья Паршина.
Динамическая или физкультурная пауза во время занятий не должна быть долгой (3 минуты), желательно сделать ее разной по содержанию (не должна повторяться изо дня в день), а упражнения не должны быть сложными или требовать много пространства. Легкие для выполнения танцевальные элементы, задания на удержание баланса или равновесия, массаж, прыжки на месте, ритмичные хлопки под музыку – все эти элементы в равной степени подходят для динамической паузы.
Динамические паузы в начальной школе
Динамические паузы в начальной школе отличаются меньшей подвижностью. Расписание занятий составляется таким образом, чтобы наиболее сложные занятия – русский язык и математика – стояли утром, а за ними следовали ИЗО, окружающий мир и физкультура. Если нет возможности выйти с детьми на свежий воздух, учитель проводит динамические паузы в классе. 
«Динамические и физкультурные паузы преследуют несколько целей. Во-первых, они снимают усталость, расслабляют школьников и дают возможность выдохнуть после напряженной умственной деятельности. Во-вторых, командные динамические паузы помогают сплотить детский коллектив, в игровой форме наладить взаимодействие между ребятами. Третье – это создание в классе доверительной, творческой и комфортной атмосферы. Наконец, заключительное – это развивающая функция: физкультурные упражнения разминают затекшие мышцы, а интеллектуальные игры дают дополнительные навыки и знания», – Наталья Паршина.
Примеры динамических пауз в начальной школе
Динамическая пауза № 1: танцевальная разминка
• Шаг вправо – приставить левую ногу – прыжок (небольшой, на месте).
• Шаг влево – приставить правую ногу – кивок.
• Шаг вперед – приставить левую ногу – хлопок.
• Шаг назад – приставить правую ногу – присесть.
Схема повторяется 4–5 раз, постепенно движения можно ускорять.
Динамическая пауза № 2: игра в слова на заданную тему 
При изучении новой темы можно сделать динамический перерыв в виде игры в слова. Например, на окружающем мире, изучая животных, педагог говорит: «Я назову первое слово и имя следующего игрока, которому нужно будет назвать следующее слово. Первое слово – “тигр”. Следующее слово называет Дима». 
Дима должен назвать животное на «р» (последняя буква в слове «тигр») и имя следующего игрока.
Динамическая пауза не только способствует закреплению материала, но и позволяет детям подружиться друг с другом.
Динамическая пауза № 3: «Хлопни правильный ответ»
Задача школьников – хлопать при правильном решении примера или задачи. Это пауза отлично подходит для урока русского языка или математики: преподаватель на доске решает пример или пишет слово. Если написанное верно, ребята аплодируют. 
Можно использовать как уже хорошо зарекомендовавшие себя и известные «передышки» вроде «Мы писали, мы писали», так и придумывать свои динамические паузы, ориентируясь на тему занятия. При грамотном и гармоничном вплетении динамических пауз в общую структуру занятия, ребята не будут уставать и перенапрягаться, а материал будет усваиваться намного быстрее.

Все физиологические процессы в организме связаны с движением. А недостаток физической активности является одной из причин частых простудных заболеваний, заболеваний ЖКТ, нарушений зрения, осанки и плоскостопия, появления избыточной массы тела, снижения работоспособности, ослабления памяти, снижения успеваемости, нарушения координация движений.
Для гармоничного развития ребенка физическая активность необходима с раннего детского возраста. Вырастет ребенок здоровым или слабым, в значительной мере зависит от семейного физического воспитания, которое должно осуществляться систематически, постоянно с момента рождения ребенка. Особенно полезна для ребенка двигательная активность на свежем воздухе. Стоит отметить, что наибольшую пользу приносят упражнения, выполняемые в системе, в определенное время дня, в разных формах и в сочетании с закаливанием организма.
«Любой день должен начинаться с зарядки. Небольшой комплекс движений активизирует кровообращение, дыхание, стимулирует работу различных органов, повышая работоспособность организма в целом. Но не подумайте, что одной зарядки ребенку будет достаточно, чтобы весь остальной день просидеть за партой или за компьютером. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов день, а дошкольник – 12 тысяч», – отметила Елена Алексеева, заведующая физиотерапевтическим отделением детской поликлиники Нефтеюганской больницы.
Гимнастика, йога, спортивные кружки – не реже трех раз в неделю. Физическую активность летом легко реализовать катанием на беговеле, самокате (начинать можно около 2 лет), роликах, велосипеде, игрой в мяч, плаванием, бегом, прогулками, ходьбой по пересечённой местности, занятиями на спортивных комплексах, играми на детской площадке. Особенно идеальной физической активностью для детей является плавание, так как оно обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка, не перегружая организм. Регулярные занятия в детском бассейне обеспечивают необходимый объём физической активности, крепкий иммунитет, гармоничное физическое и эмоциональное развитие. Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, горных лыжах, сноуборде, много гулять, играть на детских площадках.

Стремительно приближается осень. Пора гриппа и простуд. Как помочь организму справиться с недугами? Как сохранить своё здоровье? Что нужно делать, чтобы наша иммунная защита, тем более, в межсезонье, когда она априори снижается, оставалась сильной и надежной?
Беседы врача-методиста краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Александра Горячева 
Иммунитет – защитная система организма, поддерживающая в нём генетическое постоянство. Она оберегает от проникновения из окружающей среды вирусов, бактерий, грибков, ядов, аллергенов и защищает от вредоносного воздействия изнутри – уничтожает мутировавшие клетки, устраняет продукты распада. Другими словами, поддерживает здоровье человека.
Иммунная система формируется у человека ещё в утробе матери, и в немалой степени зависит от наследственности. Однако не менее значимую роль в работе иммунитета играет и образ жизни. Если с наследственностью сделать ничего нельзя, то укрепить защиту организма, выполняя определенные правила, – вполне в наших силах. В первую очередь, закаливанием организма. Начните с малого: больше гуляйте, чаще проветривайте квартиру, ходите по дому босиком, обтирайтесь смоченными водой губкой или полотенцем, умывайтесь прохладной водой. Потом можно переходить к более серьезным процедурам: обливанию холодной водой, контрастному душу. Последний, кстати, очень полезен и для тренировки сердечно-сосудистой системы, улучшения состояния кожи. Но начинать закаливание можно только, если вы изначально здоровы. В идеале – после консультации с врачом.
Далее. Рациональное питание. Для укрепления иммунной системы нужна сбалансированная пища, богатая витаминами и микроэлементами. Основа здорового меню – не просто набор необходимых калорий для обеспечения организма энергией, а сбалансированное сочетание белков, жиров и углеводов. Наличие белков и жиров в ежедневном рационе должно быть примерно одинаковым – по 30%. А вот углеводов, питающих организм энергией, рекомендуется потреблять несколько больше – 40%. Таким образом получаем формулу здорового меню: белки-жиры-углеводы – 30-30-40.
Употребление витаминов. Это один из краеугольных камней, строящих крепкий иммунитет! Самые полезные витамины – натуральные, поскольку они находятся в максимально хорошей усваиваемой форме, по сравнению с искусственно созданными. В большом количестве они содержатся в ягодах, овощах и фруктах.
Важнейшие составляющие хорошего иммунитета – режим и физическая активность. Старайтесь вставать и ложиться в одно и то же время, высыпаться. Регулярно занимайтесь физкультурой и спортом.
Откажитесь от вредных привычек! Курение, алкоголь, наркотики, злоупотребление лекарственными препаратами сильно ослабляют иммунную систему, ухудшают функционирование многих органов, губят сосуды, мозг, лёгкие, повышают риск развития хронических и инфекционных заболеваний.
Очень важен позитивный жизненный настрой. Между физической и эмоциональной составляющими – теснейшая взаимосвязь. Если человеку жизнь не приносит радость и удовольствие, – запускаются биологические механизмы самоуничтожения. Умение оптимистически воспринимать любую действительность – без преувеличения залог вашего здоровья и долголетия!
Наконец, не забывайте о регулярных медобследованиях и вакцинации. От того же гриппа. Даже иммунитет нуждается в поддержке и защите!
ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.
Положительные характеристики спорта:
• при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
• спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
• регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
• спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
• постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
• благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
• благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
• улучшает внимание и познавательные способности детей;
• человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.
За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.

Продолжительность занятий лечебной физкультуры:
20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).

Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:
• выработка навыка правильной осанки;
• укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
• расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
• тренировка ослабленных мышц;
• удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.
Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Подростки часто бывают капризными и раздраженными, слишком переживают по поводу своей внешности и ищут уединения. И для этого возраста это вполне нормально. Однако иногда такое поведение может свидетельствовать о ментальных нарушениях. Проблемы с психическим здоровьем у подростков встречаются чаще, чем нам кажется. К счастью, большинство из них успешно лечатся! Главное — вовремя заметить и обратиться за помощью. Какие бывают проблемы и как их не упустить? Читайте дальше.

 

Подростки очень нуждаются в общении. Они слишком зависят от мнения сверстников, ищут признания и одобрения. Однако большую часть прошлого года они были вынуждены просидеть в режиме самоизоляции и много времени проводить в сети. Все это не могло не сказаться на ментальном здоровье [
Согласно исследованию NHS психическое здоровье подростков, детей и молодежи значительно ухудшилось за последние три года: в 2017 году психические расстройства наблюдались у одного человека из девяти, а уже к июлю 2020 года их обнаружили у одного из шести.
Итак, что такое психическое здоровье подростков, какие ментальные проблемы являются наиболее распространенными среди современных детей и как их распознать и преодолеть? — Рассказываем в этой статье.
Что такое психическое здоровье подростков?
Психическое здоровье — это социальное и эмоциональное благополучие. Оно крайне необходимо для нормального развития ребенка, чтобы он мог строить прочные отношения, адаптироваться к изменениям и успешно преодолевать жизненные вызовы.
Подростки с хорошим психическим здоровьем:
• чувствуют себя счастливее, лучше воспринимают самих себя;
• наслаждаются жизнью;
• легко приходят в себя после первых личных тревог и разочарований;
• имеют здоровые отношения с семьей и друзьями;
• физически активны и употребляют здоровую пищу;
• участвуют в различных мероприятиях;
• довольны своими достижениями и чувствуют себя успешными;
• могут расслабиться и не имеют проблем со сном;
• чувствуют принадлежность к своим общинам.
Психологические проблемы подростков: симптомы и лечение
Как же родители могут помочь в случае опасных психических проблем своих детей? Прежде всего — это знать о них и уметь вовремя их выявлять. Это позволит если не решить проблему, то хотя бы вовремя обратиться к специалистам. Поэтому остановимся на самых распространенных психологических проблемах подростков.

Фейсбук-зависть и фейсбук-депрессия
Подростки и так много времени проводили в соцсетях, однако пандемия еще больше усилила этот тренд. Погружаясь в виртуальный мир отфотошопленных знаменитостей и более счастливых, как им кажется, сверстников, подрастающие дети начинают сравнивать себя с ними. И конечно же, проигрывают. Это негативно влияет на их психологическое состояние и усугубляет психологические проблемы подростков. А иногда становится триггером для развития симптомов депрессии и тревоги Этот тренд породил новые термины — фейсбук-зависть и фейсбук-депрессия
С появлением соцсетей у подростков появилась еще одна проблема. Они подсознательно считают, что должны всегда быть на связи и быстро отвечать на сообщения. Это создает определенное психологическое давление и нередко приводит к тревоге, депрессии и снижению качества сна.
Как помочь?
Первая реакция — забрать телефон и удалить подростка из соцсетей. Но это не вариант, ведь они уже давно стали непременным атрибутом современной жизни. Более действенной для психического здоровья подростка будет попытка научить его правильно пользоваться соцсетями, рассказать о цифровой безопасности и вообще участвовать в жизни ребенка.
Иногда стоит развенчивать мифы и показывать правду, которая остается за объективом. Например, объяснить, как работает фотошоп. Поискать фото знаменитостей в повседневной жизни и сравнить отредактированное и реальное изображение.

Зависимость от гаджетов
Зависимость от гаджетов — еще одна проблема современности, которая влияет на психическое здоровье подростков. Дистанционное обучение в период пандемии, отсутствие живого общения и длительное пребывание с родителями в четырех стенах повлекло увеличение экранного времени.
Ситуация усложняется, когда виртуальное пространство становится альтернативной реальностью. Это особенно присуще тем подросткам, которые страдают из-за низкой самооценки и сложностей в реальном общении, ведь в сети можно быть кем угодно и вести себя смелее.
Однако иногда простое развлечение или утешение может стать настоящей зависимостью, которая может сильно ударить по психическому здоровью подростков.
Что должно вызывать у вас беспокойство:
• ваш подросток чувствует себя хорошо, пока сидит за гаджетом, а когда его выключает, переживает «ломку»;
• жизнь вне экрана кажется ребенку неинтересной, а любые попытки отвлечь его вызывают гнев и чрезмерное раздражение;
• не чувствует времени за экраном: договорились, что играет полчаса, но подросток не может остановиться в оговоренное время, за игрой забывает все договоренности и обещания;
• тратит деньги на реальные или виртуальные покупки, связанные с играми и гаджетами.
Как помочь?
Первое, что нужно сделать в этой ситуации — признать наличие проблемы и выявить причину пристрастия к гаджетам. А потом спросить себя: «Сколько времени проводят за экранами взрослые в нашем доме?». Возможно, это ваш семейный «недуг».
Если да, то запланируйте день, когда никто в вашем доме не будет пользоваться телефоном или планшетом. Можно также настроить роутер, чтобы он автоматически выключался в определенное время.
И главное — не бойтесь устанавливать правила. Четкие инструкции воспринимаются лучше, чем бесконечные замечания. Хорошо, если вы обсудите их всей семьей в спокойной атмосфере и сформулируете на бумаге: хочешь играть, сделай уроки и выполни свои домашние обязанности.
до 10–11 лет экранное время не должно превышать час, после 12 лет — не более 80 минут. Все, что более 2 часов, вызывает зависимость.
Генерализованное тревожное расстройство
70% детей в возрасте 7–13 лет испытывают тревогу, а примерно 1 из 10 — тревожное расстройство — чрезмерную озабоченность по поводу опасностей, которые могут случиться в будущем.
О генерализованном тревожном расстройстве могут свидетельствовать:
• чрезмерная тревога и трудности с контролем переживаний;
• легкая утомляемость;
• проблемы с концентрацией и вниманием;
• раздражительность;
• телесное напряжение;
• трудности с успокоением;
• расстройства сна: проблемы с засыпанием, ощущение, что не выспался.
Как помочь?
«Золотым стандартом» лечения всех видов тревожных расстройств является поведенческая терапия. Иногда подключают медикаментозное лечение.

Депрессия
Депрессия характеризуется устойчивым чувством печали, безнадежности и / или пустоты. В некоторых случаях она может привести к самоубийству [7]. Подростки могут переживать депрессию из-за буллинга, ощущения несправедливости, неразделенной любви и т.д.
Симптомами депрессии могут быть:
• грусть, пустота;
• чувство безнадежности или пессимизма;
• раздраженность (однако важно понять, что раздраженность присуща подростковому возрасту и сама по себе не является признаком депрессии);
• чувство беспочвенной вины;
• ощущение ничтожности или беспомощности;
• потеря интереса к хобби или занятиям, которые раньше приносили удовольствие;
• упадок сил и чувство усталости;
• несвойственное ребенку возбуждение или заторможенность речи и реакций;
• проблемы с концентрацией, памятью;
• трудности с принятием решений;
• беспричинные колебания аппетита или веса;
• мысли о смерти или самоубийстве;
• необъяснимые боли, которые не уходят во время лечения.
Как помочь?
Если вы заметили беспричинную грусть у вашего подростка, не паникуйте сразу. Для постановки диагноза должны присутствовать хотя бы несколько симптомов из списка, длящихся более двух недель. Однако сделать это может только специалист — подростковый психотерапевт.
Депрессия лечится когнитивно-поведенческой психотерапией и антидепрессантами.
Социальные фобии
Социальные фобии или расстройство социальной тревоги у подростков — это страх стать предметом насмешек окружающих, который приводит к тому, что они избегают различных социальных ситуаций: ответов у доски, посещений публичных туалетов или раздевалок, ответов на вопросы преподавателя, телефонных звонков, знакомств с новыми людьми, экзаменов, устных опросов, вечеринок, публичных выступлений и т. д.
Что должно вызывать беспокойство:
• чрезмерная тревога перед общением с другими людьми;
• страх быть униженным, осмеянным, осужденным или непринятым;
• ощущение, будто ты не в своей тарелке;
• сильное беспокойство перед большими или важными событиями, длящееся дни или даже недели;
• игнорирование мест или мероприятий, где будут другие люди;
• сложность при знакомстве с новыми людьми;
• проблемы с налаживанием отношений с друзьями;
• покраснение лица от стыда, потливость, тошнота или дрожь в присутствии людей.
Как помочь?
Обычно, чтобы преодолеть социальные фобии используют когнитивно-поведенческую терапию. В частности, такие ее методики как экспозицию, поведенческий эксперимент и социальные истории.
Основной техникой работы с фобиями является экспозиция. Когда пациент постепенно встречается с ситуациями, которые его пугают и смущают, а затем делает то, чего боится. Например, спускается в метро. В этот момент мозг «видит», что ситуация, которую он считал опасной, не несет угрозы. Благодаря этому, человек больше не должен ограничивать свою жизнь и избегать пугающих ситуаций. Меняется его мышление и поведение.
Например, подросток уверен, что проект должен быть выполнен безупречно. Он ужасно боится допустить ошибку, потому что думает, что другие его засмеют и осудят. Работая с подростковым психотерапевтом, подросток может получить задание умышленно допустить ошибку. И смотрит на реакцию окружения. Когда видит, что отношение к нему не изменилось, он освобождается от страхов и со временем вообще перестает бояться ошибок и неидеальности.
Еще одной методикой по коррекции социальных фобий является социальный эксперимент, когда человек наблюдает за поведением других, осмеливается спросить у них о том, что они думают или чувствуют в определенной ситуации и почему ведут себя именно так. Это помогает критически осмыслить свои убеждения, а затем изменить модель поведения.
Для преодоления социальных фобий подростковые психотерапевты также используют метод социальных историй. Он заключается в составлении/ моделировании определенного рассказа, где в центре сюжета — пугающая ситуация, которую надо преодолеть.

Расстройства пищевого поведения
Расстройства пищевого поведения — еще одна проблема, которая подрывает психическое здоровье подростков. Очень часто триггером РПП становится диктат стандартов красоты в медиа и соцсетях. Особенно от РПП страдают девочки. Исследования доказывают, что есть прямая связь между расстройствами пищевого поведения и временем в сети.
Пищевые расстройства проявляются в том, что подросток слишком озабочен едой, своим весом и формами, и протекают в виде нервной анорексии, булимии или компульсивного переедания. Характеризуются ограничением употребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и / или злоупотреблением психоактивными веществами.
Что должно вызывать у вас беспокойство:
• частое взвешивание или замеры объемов тела;
• ограничение еды;
• экстремальное похудение или набор веса;
• вызывание рвоты после приема пищи, употребление слабительных или диуретиков;
• хроническая боль в горле, хриплый голос или опухшие лимфатические узлы на шее из-за вызывания рвоты;
• сокрытие пищи и принятие ее, когда никто не видит;
• быстрое поглощение больших порций;
• тревога, депрессия и внезапные смены настроения.
Как помочь?
Точно установить наличие РПП и предотвратить последствия без профессиональной помощи невозможно. Важно не заниматься самолечением и не ждать, пока проблема решится сама. Только своевременное вмешательство специалиста поможет восстановиться и вернуть физическое и психическое здоровье подростков.
Буллинг
Почти каждый третий подросток подвергается издевательствам со стороны сверстников: словесному, социальному, физическому или в форме кибербуллинга. Чаще всего травля происходит в школе.
Подростки, подвергающиеся буллингу, оказываются в изоляции, страдают из-за непринятия и переживают отчаяние. Иногда у них может развиться тревога, депрессия или даже суицидальное поведение. Все это очень влияет не только на психическое здоровье подростков, но и на их дальнейшую жизнь, а также на то, как они будут строить отношения во взрослой жизни.
Однако проблема в том, что только 20–30 % подростков сообщают о травле взрослым и пытаются пережить все наедине.
Что должно вызывать у вас беспокойство:
• непонятные порезы, синяки или царапины;
• нежелание ребенка ходить в школу;
• частые головные боли, боли в животе или другие физические заболевания;
• проблемы с засыпанием или ночные кошмары;
• потеря интереса к школьным заданиям или внезапное снижение успеваемости в школе;
• печаль, тревожность и угнетение, чрезмерная капризность или плаксивость после возвращения из школы.
Как помочь?
Начните с профилактики . Расскажите ребенку о буллинге. Зная, что это такое, он сможет легче его распознать.
Помогите развить своему подростку уверенность в себе. Обращайте внимание на хорошие черты характера ребенка. Убедитесь, что он знает, что есть люди, которые его любят и всегда готовы позаботиться о нем. Это хорошая профилактика не только буллинга, но и других психологических проблем подростков.
Если вы заподозрили, что ваш ребенок подвергается издевательствам, принимайте меры, особенно если травля приобретает тяжелую форму или постоянный характер. Свяжитесь с учителем или директором школы, дайте понять, что вы не будете стоять в стороне. Контролируйте ситуацию до тех пор, пока она не разрешится.
Разговаривайте с подростком. Для откровенных разговоров лучше использовать вечер: расспросите ребенка, как прошел его день, и внимательно слушайте, что он говорит.
Но иногда единственным выходом является смена школы.
Рискованные формы поведения
По данным ВОЗ [12], ежедневно в мире происходит более 3000 случаев смертей среди подростков. Причина значительной части из них — принятие рискованных решений: употребление алкоголя и наркотиков, рискованное сексуальное поведение, опасные увлечения, как-то паркур или руфинг, экстремальное вождение автомобиля, самоповреждение, суицидальное поведение и тому подобное.
Причинами рискованного поведения являются:
• подростковый максимализм и желание «попробовать жизнь на вкус»;
• трудности в обучении и желание реализоваться через смелые поступки;
• давление сверстников;
• потребность в любви и внимании;
• желание самоутвердиться и продемонстрировать независимость от взрослых.
Со стороны взрослых это может быть потакание желаниям ребенка, гиперопека или, наоборот, диктаторский стиль воспитания, а также алкоголизм в семье.
Как помочь?
Важно понимать, что риск сам по себе не является злом, а склонность подростков к рискованным поступкам является частью нормального развития. Поэтому здесь, как и в истории с соцсетями, стоит не запрещать, а научить отличать оправданный риск от неоправданного. Управляемые рискованные поступки помогают предотвратить неразумные риски.
Помогите своим детям научиться оценивать риск и предвидеть последствия своего выбора, а при необходимости — направлять энергию на разумную деятельность.
Обращайте внимание и на собственное поведение. Подростки наблюдают и подражают вам, даже не осознавая этого.

Укрепление психического здоровья детей и подростков: ключевые моменты
Ментальное благополучие важно для здорового развития подростков. Здоровому человеку проще строить крепкие отношения, сопротивляться стрессам и быстро адаптироваться к изменениям как в подростковом возрасте, так и во взрослой жизни. Поэтому крайне важно заботиться о психическом здоровье подростков, так же как вы заботитесь о физическом. Этому способствуют:
• Крепкие отношения. Ребенку крайне важно знать, что его любят, уважают его мнение, поддерживают и помогут пережить трудные времена.
• Физическое здоровье. Поощряйте своих детей быть активными, хорошо питаться, высыпаться, избегать алкоголя и наркотиков.
• Своевременная помощь. Если вы заметили признаки ментальных расстройств, начните с разговора. А при необходимости, обратитесь к подростковому психотерапевту или психологу. Существует много вариантов поддержки для подростков с проблемами психического здоровья.

В августе на прилавках появляются молодые грецкие орехи. Самое время познакомиться с этим продуктом поближе и добавить его в рацион.
Почему это стоит сделать
1. Грецкий орех – один из лидеров по содержанию необходимых организму полиненасыщенных жирных кислот. А по уровню альфа-липоевой кислоты – той самой омега-3 в растительной форме – абсолютный рекордсмен.
Заботитесь о здоровье своего сердца и сосудов? Добавьте к перекусу 5–7 половинок грецкого ореха! Даже такое небольшое количество плодов содержит больше омега-3, чем установленная суточная норма. Научные исследования показали, при употреблении грецких орехов как минимум 4 раза в неделю риск развития сердечно-сосудистых заболеваний снижается примерно на 37%. Кроме того, омега-3 помогает быстрее воспринимать и обрабатывать информацию, позволяет улучшить память и остальные когнитивные функции.
2. Хотите снизить уровень «плохого холестерина»? В этом помогут грецкие орехи. А еще у этого полезного растительного продукта низкий гликемический индекс, поэтому орехи можно есть пациентам с сахарным диабетом.
3. Грецкие орехи богаты минералами и витаминами. Особенно стоит отметить марганец, магний, фосфор, цинк, железо, витамины Е, А, С и К. Такой разнообразный и насыщенный состав позволяет маленькому орешку стать настоящей «антиоксидантной бомбой».
4. Стоит отметить и положительное влияние продукта на микробиом. Грецкие орехи – отличные помощники в увеличении количества полезных микроорганизмов в кишечнике.
5. Иммунитет орехи тоже без внимания не оставили. Повышая защитные силы организма, они снижают риск развития инфекционных заболеваний.
6. Никак не можете наладить сон и плохо высыпаетесь? И здесь грецкие орехи придут на помощь. Благодаря высокому содержанию мелатонина, или, как его еще называют, «гормона сна», эти плоды не просто помогут снова крепко спать по ночам, но и улучшат настроение, снизят раздражительность.
7. И еще одно – есть предварительные научные выводы, что грецкие орехи способны оказывать положительный эффект в профилактике рака. А у мужчин еще и улучшать фертильность за счет увеличения жизнеспособности, подвижности и морфологии сперматозоидов.
Кому орехи могут навредить
Как мы выяснили, грецкий орех – звезда здорового рациона питания. Но все же есть противопоказания. Плоды орехового дерева – сильный аллерген, и в случае диагностированной аллергии обязательно обсудите с врачом возможность добавления их в меню. Кроме того, стоит с осторожностью есть орехи при хронических заболеваниях печени, желчного пузыря и при подагре. Есть риск спровоцировать обострение болезни.
Высокая калорийность плодов может грозить прибавкой в весе. В 100 г орехов содержится 650 ккал, поэтому, увлекшись, легко превысить суточный калораж. Не стоит использовать грецкий орех и в качестве топинга в калорийных десертах с мороженым, шоколадом, взбитыми сливками. Лучше есть не более 30-35 г в качестве перекуса или как добавку к овсяной каше, творогу, йогурту.

Взрослые вместе с подростками стараются на выходные и праздники выезжать на дачу. Некоторые школьники с удовольствием проводят время за городом. Другие считают дачный отдых скучным. Разбираемся, как подростку провести время на даче интересно и с пользой.

Польза от дачного отдыха для подростка

Родители стараются отвезти подростков на дачу, потому что считают такую смену обстановки полезной. Действительно, у отдыха за городом есть масса преимуществ.
1.   Физическая активность. Большую часть своей жизни школьники проводят сидя: в школе на уроках, на дополнительных занятиях, за домашними заданиями или у компьютера. На даче же есть возможность отдохнуть активно: поиграть в подвижные игры вместе со взрослыми поработать на грядках или же просто погулять.
2.  Отдых на свежем воздухе. Ритм жизни современных подростков таков, что выходить на улицу им практически некогда, за исключением пути в школу и из школы. На даче же вдали от города можно подышать свежим воздухом.
3.   Возможность провести время вместе с семьей. Подростки большую часть времени проводят в школе, родители работают. Дача же – место, где взрослые и дети могут что-то сделать сообща: вместе что-то посадить, поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти на рыбалку или даже пожарить вместе шашлыки.
4.   Возможность прикоснуться к живой природе. Подростки, живущие в городе, очень мало знают об окружающем мире: как растут растения, какие звери и птицы обитают вокруг, как они живут и они питаются. Современные школьники часто не видят никаких животных, кроме домашних собак и кошек, поэтому посмотреть на крота, ежика или даже обычную мышку-полевку им может быть интересно.

 

Почему подростку скучно на даче

Тем не менее, некоторые подростки не хотят ехать на выходные на дачу, потому что им там неинтересно, нечем заняться. Они предпочитают проводить время у компьютера или гулять с друзьями. Почему так происходит?
1.   Нет сверстников. Часто подросток на даче чувствует себя одиноким. В городе у него есть друзья, с которыми можно пообщаться и весело провести время. На дачу же приезжают, как правило, взрослые люди, чтобы отдохнуть, пожарить шашлыки или наоборот – заняться огородом. В результате ребенок слоняется по даче один и не знает, чем себя занять.
2.   Подросток не привык к физической активности. Подросткам, привыкшим проводить время за компьютером или телефоном, досуг в виде работы на грядках не всегда кажется привлекательным
3.   Подросток не может найти себе дело. Взрослые на даче часто заняты своими делами: сажают цветы, собирают урожай, накрывают на стол. Ребенок же оказывается не у дел. В результате ему становится скучно и на дачу ехать совсем не хочется.

Чем заняться на даче подростку

Тем не менее, дача - это место, где любой, в том числе и ребенок сможет найти себе дело, если взрослый ему в этом поможет. Как же провести время за городом интересно и с пользой?
1. Выделите ребенку собственное поле деятельности. Это может быть маленькая клумба или грядка, которую он сам засеет и за которой будет ухаживать. Это, в первую очередь, пробудит в нем чувство ответственности за обязанности и, конечно, у ребенка появится интерес ездить на дачу - ведь теперь он не просто едет со взрослыми, а у него есть собственное дело.
2. Помогите ребенку развить полезный навык: покажите, как разводить костер без спичек, научите собирать палатку или ловить рыбу. Эти занятия не только интересны, но и полезны - они развивают умения, которые подросток сможет успешно применить в будущем.
3. Привлеките подростка к “взрослым” делам. Ему уже вполне по силам принять участие в дачных работах. Если мама или бабушка копают грядки, подросток может засевать их семенами или поливать. Если папа занят строительными работами, ребенок может помочь и ему, например, красить доски. Если же семья занята сбором урожая, подростку тем более будет интересно бегать с ведром или корзинкой.
4. Привлеките подростка к изучению живой природы. Например, предложите собрать гербарий. Наверняка на даче есть множество растений, которые ребенок никогда не видел в городе. предложите ему собрать образцы, узнать название и интересные факты о них и вклеить их в альбом. осенью такой гербарий можно отнести учительнице биологии. Возможно, подросток даже сумеет заработать дополнительную оценку.
5. Помните, что дача - это не только работа на огороде, но и семейный отдых. Проведите время с подростком, поиграйте вместе в различные подвижные игры. Дайте ему понять, что дача - это не каторга, а совместное веселье.

Дача и старшеклассники

Взрослых ребят сложнее вовлечь в дачный отдых. Им еще ценнее проводить свое время наедине с собой или с друзьями, ведь этого времени у них так мало, особенно сейчас, когда на носу ЕГЭ. Тем не менее, даже старшеклассников можно успешно вовлечь в дачный отдых на майских праздниках.

1. Предложите пригласить за город друга. Если подросток не хочет ехать на дачу из-за того, что в будни ему некогда пообщаться со сверстниками, можно пригласить товарища с собой на дачу. Так ребенок сможет одновременно и отдохнуть с семьей, и провести время с другом.
2. Готовиться к ЕГЭ можно и на свежем воздухе. Если школьник мотивирует свой отказ тем, что ему некогда и надо решать пробные варианты, предложите ему взять необходимые пособия с собой. Качество подготовки от этого совсем не пострадает - даже наоборот, голова на свежем воздухе чаще работает даже лучше.
3. Поручите подростку ответственное дело. Если старшекласснику скучно на даче и сбором гербария его уже не занять, дайте ему действительно важную “взрослую” задачу. Например, пока родители заняты на грядках, подросток может пожарить для всей семьи шашлыки. В его возрасте это уже посильная задача, и сам подросток будет чувствовать, что он здесь не просто так.

 

Отдых за городом на свежем воздухе - отличная возможность полезно провести время на природе.