Медицинская профилактика
Иммунитет – защитная система организма, оберегающая его от всего чужеродного и опасного. Реакция иммунной защиты начинается с момента распознавания инфекции, затем происходит её удаление и ликвидация негативных следов пребывания в теле.
Сложный комплекс нейроэндокринных и иммунных реакций организма бывает врожденным и приобретенным.
В наших силах повлиять на приобретенный иммунитет и улучшить наши защитные силы. Это значит – внимание к основным аспектам профилактики заболеваний в нашем образе жизни.
Питание, физическая активность, отказ от вредных привычек, личная гигиена и медицинская профилактика.
Нормальный вес тела – основа сильного иммунитета. Занятия аэробными нагрузками – лёгкий бег, скандинавская ходьба, прогулки, велотренировки – наполовину снижают риск сезонных заболеваний. Также занятия спортом вызывают обновление иммунных клеток, обладающих большей защитной активностью.
Сон – важный процесс, в ходе которого происходит обработка поступившей за день информации, обновление клеток и восполнение сил организма. При недостатке сна иммунная система ослабевает, и скорость реакции на возбудителей болезней замедляется. Нормальный сон должен длиться не менее 7-8 часов. Кстати, заболев, человек не случайно чувствует повышенную сонливость, ведь это отличный способ восстановления.
Питание. Самое главное здесь – соблюдение баланса. Основа здорового меню – не просто набор необходимых калорий для обеспечения организма энергией, а сбалансированное сочетание белков, жиров и углеводов. Наличие белков и жиров в ежедневном рационе должно быть примерно одинаковым – по 30%. А вот углеводов, питающих организм энергией, рекомендуется потреблять несколько больше – 40%. Помните также, что транс-жиры, фастфуды, сладкое и мучное снижают защитные силы.
А повысить их позволяет закаливание организма. Вот простые его правила. Процедуры должны проводиться ежедневно. Неподготовленное тело нельзя подвергать воздействию экстремальных факторов, например, обливанию ледяной водой или купанию в проруби. Необходимо медленно и плавно снижать температуру воды или воздуха, постепенно увеличивать продолжительность процедур. При выборе методов закаливания следует учитывать возраст и состояние здоровья. Контролируйте пульс и частоту дыхания. Это позволит регулировать нагрузку.
Шесть простых рецептов, которые разнообразят привычное меню, – от экспертов
Завтрак – самый важный прием пищи, и он должен быть не только вкусным, но и полезным и надолго оставлять чувство сытости. Сейчас можно найти множество рецептов блюд. Мы собрали самые простые, но в то же время необычные, которые школьники точно оценят.
1. Банановые оладьи
Отличная альтернатива традиционным блинам. Они так же легко и быстро готовятся, но на вкус кажутся слаще. Для рецепта понадобятся мука, молоко или кефир, разрыхлитель, сахар, соль, яйца и спелые бананы. Взбейте все ингредиенты в блендере до однородной массы, а затем приготовьте из нее оладьи на сковороде. В тесто также можно добавить немного корицы: эта специя отлично сочетается с бананами. Подавайте со сметаной, медом или вареньем.
2. Омлет
Блюда из яиц дают огромный простор для фантазии. Даже привычный, казалось бы, омлет можно приготовить разными способами. Главное – не бояться экспериментировать с продуктами. Самый простой вариант – сделать из омлета рулет, добавив в него начинку: например, сыр, овощи, слабосоленую рыбу или ветчину. Еще одна хорошая идея: запечь омлет в духовке – так он получится пышным и нежным.
3. Творожная запеканка
Еще один быстрый завтрак. Смешайте рассыпчатый творог со сметаной, манной крупой, яйцом и сахаром, также можно добавить в тесто изюм, курагу или цукаты. Залейте массу в форму и отправьте в духовку. Удобно, что, пока запеканка готовится, есть время заниматься другими делами, а не стоять у плиты. Подавайте творожную запеканку с йогуртом без добавок и ягодами.
4. Ленивые вареники
Полезное и сытное блюдо из творога. Многие думают, что вареники готовятся слишком долго, но мы знаем, как сделать их быстро: всего за 20 минут. Взбейте в блендере творог и яйцо, обваляйте тесто в небольшом количестве муки, разрежьте его на небольшие кусочки, а затем закиньте вареники в кипящую воду. Не отходите далеко от плиты: завтрак будет готов уже через три минуты. Подавайте блюдо со сметаной или вареньем.
5. Кабачковые оладьи
Хрустящие снаружи, нежные внутри – оладьи из кабачка тоже станут отличным вариантом завтрака перед школой. К тому же на их приготовление не нужно много времени. Натрите кабачок на крупной терке, добавьте к нему яйцо, соль, муку, а по желанию и сыр – с ним вкус станет интереснее. Смешайте тесто до однородной массы и обжарьте оладьи на сковороде. Подавать завтрак можно со сметаной и зеленью, жареным яйцом или слабосоленой рыбой.
6. Запеченная овсяная каша
Один из самых популярных завтраков для детей. Для разнообразия предлагаем приготовить ее в новой интерпретации: запечь в духовке. Польза не потеряется, а вкус будет ярче. Сварите овсяные хлопья на молоке, и пока каша варится, взбейте яичные белки с солью. В готовую кашу добавьте мед, корицу и ванилин, а затем аккуратно смешайте ее с белками и выложите смесь в форму для запекания. Через 15–20 минут получится ароматная запеченная каша. Украсьте блюдо ягодами или кусочками фруктов.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность (черта личности), проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу (комбинацию из нескольких эмоций – страх, печаль, стыд и чувство вины) по незначительным поводам.
Тревожность может проявляться длительными, затяжными и ежедневными симптомами, которые значительно снижают качество жизни человека, либо короткими всплесками (панические атаки).
До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врожденную, частично приобретенную природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек, в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов и других социально обусловленных причин, со временем приобретает ее.
Таким образом, с тревогой и тревожностью «сталкиваются» в большей или меньшей степени все люди и знание техник по снижению тревожности становится актуальным вопросом.
Предлагаем следующие варианты релаксации (техники снижения тревожности).
1. Замедлите дыхание. При тревоге дыхание обычно учащается – это естественная реакция на потенциальную опасность. Поэтому наша задача – успокоить его. Вот несколько способов это сделать:
◦ закрыть глаза и пару минут понаблюдать за воздухом на кончике носа: замечать, как на вдохе воздух чуть прохладный, а на выдохе – более теплый. Если будут приходить мысли – это нормально, просто возвращайтесь к наблюдению за воздухом;
◦ закрыть правую ноздрю и подышать через левую пару минут – это поможет включить парасимпатическую нервную систему, которая отвечает за расслабление и покой;
◦ дыхание с задержками. Выбираете комфортное для вас число, например, 4. Делаете вдох на 4 счета, затем задержка дыхания на тот же счет, затем выдох на четыре. И так несколько раз.
«Что с тобой не так!»
«Все дети как дети, а ты…»
«Не повезло мне с дочерью»
«А вот я в твои годы…»
«Да ты вообще ни на что не способен!»
«Таких, как ты, только ремнем можно воспитать!»
«Что-то ты поправилась, не пора ли заняться собой?»
Это лишь те из немногих фраз, которые мы можем вспомнить из своего детства. Такие фразы могли исходить от родителей, учителей, тренеров. Так как в тот период они для нас являются значимыми людьми, то и самооценка закладывается исходя из того, что мы слышим о себе от важных нам людей. Если это что-то указывающее на неуспех, ошибки или сравнение с другими людьми (часто не в нашу пользу), то фундамент самооценки закладывается из негативного представления о себе.
Негативная «Я-концепция» накладывается на привычные способы совладания с трудностями. Например, два одинаковых кустарника, выращенных в разных условиях, могут сильно друг от друга отличаться, потому что внешняя среда оказывала разное влияние. Так и самооценкой. Одни признают у себя негативное самовосприятие и грустят, другие неосознанно отрицают это и стараются компенсировать внутренние тревоги демонстрацией самоуверенного поведения. Как завышенная, так и сниженная самооценка являются проявлением негативного восприятия себя.
Во взрослой жизни это проявляется через сомнение в своей значимости, важности, силе и компетентности в некоторых вопросах. Часто есть страх совершить ошибку, сложности с личными границами (либо слишком мягкие, либо непроницаемые).
Методы повышения самооценки
Существуют способы повысить самооценку путем высоких достижений в различных сферах жизни или путем изменения внешности. Действительно, временный эффект может наступить, но, если не работать с мышлением, то долговременного эффекта уверенности в себе не будет.
1. Первый шаг. Понимание механизма формирования самооценки может помочь понять, какая у вас самооценка и какие убеждения о себе вам ближе. Убеждения бывают трех видов: о беспомощности («Я слабый», «Я не справлюсь»), о непривлекательности («Меня не полюбят», «Я неприятный») и о никчемности («Я ужасен», «Я бесполезный»).
2. Вторым шагом необходимо будет записать убеждения о себе. Посмотрите на них так, как будто это написал другой человек, и проанализируйте. Что значит быть «слабым»? От чего это зависит? Всегда ли есть возможность и ресурсы быть «сильным»? Как это обычно бывает?
3. Третий шаг. Напишите напротив убеждения, которые бы звучали более реалистично. Например, «Я слабый» или «Я живой человек, и могу в каких-то ситуациях быть более успешным, а в каких-то нет».
4. Четвертый шаг. Наблюдайте и отмечайте в себе моменты, когда вы сравниваете себя с другими. Насколько возможно сравнивать одного человека с другим? В какую пользу обычно вы себя сравниваете? Что это вам дает? Может быть, вы чувствуете себя лучше и воодушевленнее после сравнения? Можно так же напомнить себе, что это привычка из детства, которая была навязана вам другими людьми.
5. Пятый шаг. Замечайте тех людей, которые вас ценят и любят. Вспоминайте о том, что в вас люди видят хорошее, и в тот момент, когда обострится самокритика, осознанно вводите полюс хорошего.
6. Шестой шаг. Цените себя и тратьте на себя время, деньги и силы. Мозг работает по принципу – во что я вкладываюсь, трачу силы, то важно и ценно. А разве есть что-то более ценное у нас, чем мы сами? С рождения и до самой смерти рядом будем только мы сами. Вам хочется пройти этот путь со сварливым и вечно недовольным человеком?
7. Седьмой шаг. Определите для себя те ценности, которые для вас значимы. Составьте иерархию самых важных ценностей. Это может быть семья, самореализация, здоровье, любовь, признание, труд и так далее. Представьте вашу жизнь в конце пути и подумайте, о какой жизни вы бы не жалели и хотели бы прожить её снова. Почему жизнь в соответствии со своими ценностями влияет на самооценку? Потому что реализация их дает нам чувство удовлетворения и значимости. Когда мы знаем, что мы хороши в какой-то сфере и чувствуем себя уверенно (будь то работа, хобби, спорт, внешность), наша самоценность крепнет.
Если ничего из предложенного не помогает, то стоит заняться самооценкой более глубоко с помощью психотерапии, а также проверить себя на симптомы депрессии, потому что одним из проявлений данного расстройства является стойкое убеждение в своей неполноценности. Депрессивное состояние может снижать эффективность психотерапии или техник самопомощи.
Цвет способен влиять на настроение, самочувствие и эмоции человека. Цвет оказывает определенный целительный эффект, поэтому существует такое психологическое понятие, как цветотерапия.
Цветотерапия: история возникновения
На целебные свойства цвета люди обратили внимание еще в глубокой древности.
Древние египтяне верили, что фруктовый сок – это напиток Ра, их бога солнца, который способен наполнить человека энергией. Усилить эффект должен был драгоценный камень того же цвета, который они помещали в сосуд с соком. Заряженный таким образом напиток давали больным – для скорейшего выздоровления.
Философ, ученый, врач Ибн Сина, живший в средневековой Персии и более известный как Авиценна, считал, что определенные оттенки красок, которыми выкрашены стены в домах, или конкретные цвета предметов гардероба или драгоценных камней в украшениях, помогают исцелить и тело, и душу. Он же рекомендовал своим пациентам принимать ванны с окрашенной водой.
О способности цвета пробуждать самые разные мысли и эмоции говорил немецкий писатель, естествоиспытатель, философ Иоганн Вольфганг Гете.
Владимир Бехтерев, русский психиатр, психолог, невропатолог, физиолог, был уверен в том, что правильно подобранная цветовая гамма может быть более эффективной, чем микстуры. А Джекоб Либерман, американский психолог, автор практического руководства «Исцеление светом и цветом», после многолетних исследований того, каким образом цветные лучи влияют на организм человека, пришел к выводу, что солнечный свет и цвет способны заменить большую часть лекарств.
В середине 1950-х гг. швейцарский ученый Макс Люшер составил оригинальный цветовой психологический тест. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования, проведенные Люшером, показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма.
Как работает метод цветотерапии
Цвет – это свет, который отражается от поверхности различных объектов. И поскольку каждый из этих объектов обладает индивидуальными характеристиками – формой, плотностью, фактурой, размерами, их проекции так же будут отличаться.
У каждого цвета – своя волна определенной длины и частоты, что определяет разницу в его восприятии человеком и разный эффект, который он оказывает на психику.
В цветотерапии используется два канала воздействия – визуальный (органы зрения) и кинетический (кожа). Когда человек наблюдает за определенным оттенком цвета, свет «контактирует» с его зрительными анализаторами и трансформируется в электрохимические импульсы. В таком преображенном виде он добирается до мозговых центров, которые контролируют нервную систему и отвечают за психоэмоциональное состояние человека, воздействует на гипофиз и шишковидную железу, что стимулирует выработку гормонов, влияющих на интенсивность обмена веществ, качество сна, аппетит.
При воздействии на кожу световые волны определенных частот проникают внутрь и могут запускать биохимические реакции в тканях, стимулировать внутренние процессы, корректировать энергетическое равновесие.
Сферы применения цветотерапии
Способность цвета по-разному влиять на людей, их психическое и физическое состояние находит применение во многих сферах. Обозначим основные задачи, которые помогает решать цветотерапия:
• в медицине – улучшает общее состояние пациента, помогает подготовиться к различным манипуляциям или используется как дополнительный элемент в программе комплексного лечения;
• в диетологии – сервировка стола в определенной цветовой гамме, выбор продуктов (например, овощей или фруктов) определенного цвета помогает регулировать аппетит – подавлять или возбуждать, что в итоге будет способствовать снижению или набору веса;
• в психологии – помогает провести психодиагностику, выявить проблемы и подобрать эффективные методы их устранения;
• в психотерапии – позволяет уточнить диагноз пациента, применяется для лечения психических расстройств;
• в геронтологии – помогает улучшить качество жизни пожилых людей, убрать проблемы на уровне физиологии и психологии.
Как цвета влияют на самочувствие человека
Все цвета делятся на теплые и холодные. Первая группа – желтый, оранжевый, красный – оказывает стимулирующее, возбуждающее, ускоряющее действие. Вторая группа – голубой, синий, фиолетовый – наоборот подавляет, успокаивает, замедляет.
Остановимся на том, как же влияют на человека определенные цвета:
• красный. Самый яркий, горячий, агрессивный. Возбуждающе действует на нейроны головного мозга. Стимулирует кровообращение, повышает артериальное давление, усиливает обменные процессы. Красный активизирует эмоциональное состояние человека. Но при этом излишне вспыльчивым натурам этим цветом лучше не злоупотреблять;
• оранжевый. Теплый, уютный, для кого-то – раздражающий. Стимулирует, но не утомляет. Помогает преодолеть тоску и уныние. Заряжает энергией, повышает жизненный тонус, поэтому особенно уместен, когда человек скован, эмоционально нестабилен, склонен к апатиям и придерживается пессимистических взглядов. Оранжевый позитивно влияет на работу эндокринной системы, улучшает аппетит и пищеварение, оказывает общеукрепляющее действие;
• желтый. Яркий, но не такой агрессивный, как красный. Стимулирует работу головного мозга, благоприятно влияет на память, избавляет от негатива. Освежает и бодрит, настраивает на оптимизм, помогает сосредоточиться и преодолеть пессимистический настрой. Это один из вариантов энергетической подпитки для психики, однако, если имеют место бессонница или эмоциональное перевозбуждение, желтым лучше не злоупотреблять;
• зеленый. Освежает, успокаивает, расслабляет, восстанавливает равновесие. Помогает бороться со страхами и фобиями, снижает уровень стресса. Нормализует сон и возвращает жизненный тонус, вселяет оптимизм, повышает концентрацию внимания и работоспособность. Улучшает работу сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной систем, помогает при аллергических реакциях и воспалениях, повышенной нервозности и головокружениях.
Способов применения цветотерапевтических приемов и техник очень много. Это визуализация, арт-терапия, цветомедитация, трансовые методики. Но, несмотря на кажущуюся простоту, метод способен оказывать ощутимое воздействие на человека, на его самочувствие – психическое и физическое. Поэтому лучше обратиться за помощью к специалисту – психологу, который подберет подходящие техники цветотерапии и составит программу действий.
Берегите свое душевное благополучие!
Что такое ароматерапия?
Ароматы окружают нас постоянно. Они дарят положительные эмоции, улучшают настроение, а также оказывают лечебное воздействие на организм.
Ароматерапия – это лечение с использованием натуральных эфирных масел, которые попадают в организм человека через дыхательную систему и кожу. Термин произошел от греческих слов aroma («запах корня») и therapeia («лечение»). Эфирное масло в современном мире – один из важнейших элементов парфюмерии, косметики и медицины.
Определенные запахи могут оказывать на организм человека успокаивающее, восстанавливающее, стимулирующее действие, помогают улучшить физическое и эмоциональное состояние.
Ароматерапия: история возникновения
Местом зарождения ароматерапии принято считать Египет. В Индии запахи растений начали применять для лечения еще с 3 тысячелетия до нашей эры.
В Европе использование ароматических средств началось с прихода норманнских завоевателей, а благовония, масла и духи появились в XII веке.
На Руси запахи растений использовались в быту и для лечения различных заболеваний.
В современном мире ароматерапия является научно обоснованным методом психологического восстановления и релаксации.
Влияние ароматерапии на организм человека
Эфирные масла в первую очередь воздействуют на нервную систему, снимая малоприятные симптомы хронического стресса (раздражительность, тревожность, апатия, частые нервные срывы, бессонница), которым свойственно перерастать в хроническую усталость.
Запахи растений помогают ускорить метаболизм, улучшить состояние кожи, снять стресс. Так, эффективными для снижения стресса являются эфирные масла бергамота, ромашки, лаванды, лимона, апельсина, пачули, ванили.
Снять физическую усталость помогают бергамот и базилик, шалфей, ладан, имбирь, грейпфрут, жасмин, лимон, розмарин, сандаловое дерево.
Ароматерапия применяется также в качестве лечения и профилактики некоторых распространенных заболеваний. Например, при острых респираторных заболеваниях применяют эфирные масла мяты, эвкалипта, гвоздики, можжевельника.
Методы применения ароматерапии
В повседневной жизни ароматерапия чаще всего применяется для создания приятной атмосферы дома и улучшения психологического состояния. Можно выделить несколько основных способов применения эфирных масел:
• аромалампы;
• ингаляции;
• ароматические ванны;
• аромамассаж.
Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Музыкотерапией нельзя полностью заменить необходимое лечение, но можно быстрее достичь гармонизации эмоционального и физического состояния.
История развития метода
Одним из первых людей, указавших на значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческий ученый и философ Пифагор, который писал в своих трактатах, что «если кто-то слушает прекрасные ритмы и песни, то устанавливается первоначальная гармония душевных сил».
В Индии широко использовались методы музыкотерапии, т.к. это хорошо согласуется с существующей в этой культуре теорией Раг. Каждая Рага (развёрнутая мелодическая композиция) соответствует определённому настроению и может существенно влиять на изменения состояния человека, благодаря чему можно лечить (по мнению индийских врачей) депрессии и иные психические расстройства.
Средневековый персидский ученый Авиценна писал о воздействии музыки как о терапевтическом средстве в «Каноне врачебной науки».
Армянский врачеватель XII века Мхитар Гераци также указывал на значительное положительное влияние музыкотерапии на здоровье человека.
Цель проведения музыкотерапии
Некоторые жанры музыки (классические произведения, музыка Аюрведы, звуки природы) оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект. Кроме того, мелодия, применяемая в музыкотерапии, влияет на общий фон настроения.
В целом, с помощью музыкотерапии можно достичь следующих целей:
• эмоциональная релаксация;
• регулирование эмоционального состояния;
• уменьшение уровня стресса.
Кому помогает музыкотерапия?
Музыкотерапия применяется для реабилитации после инсультов, черепных травм, для облегчения болей. В психиатрии музыкой лечат неврозы и некоторые формы шизофрении. Музыкотерапия помогает в адаптации людям с физическими нарушениями (слепым и немым), а также является незаменимым средством для застенчивых людей. С помощью музыкальной терапии такие люди учатся самоконтролю, расслаблению, коммуникации с другими.
Музыкотерапия является очень популярным способом лечения детей больных аутизмом. Для таких детей все, что происходит в окружающем мире, неинтересно. Музыкотерапия же способствует улучшению контакта детей с окружающим миром.
Музыкотерапия также помогает в семейных проблемах. Во время парной терапии партнерам могут предложить выбрать несколько музыкальных произведений, которые нравятся им обоим. В данном случае, музыкотерапия будет помогать организовать совместную деятельность.
Как психологи проводят сеансы музыкотерапии?
Музыкотерапия используется в комплексе с основными методами лечения заболеваний. Музыка также может звучать фоном в комбинации с другими психологическими приемами, например, в комбинации с арт-терапией. Прослушивать лечебную музыку можно как одному, так и в группе.
Иногда достаточно одного музыкального произведения, длительностью в 5-30 минут, после чего психолог предлагает обсудить впечатления от музыки. В целом, сеанс чаще колеблется в пределах 30-45 минут. Общее число сеансов связано непосредственно с состоянием человека. Может понадобиться 10-20 посещений кабинета музыкотерапии (помещения с хорошей звукоизоляцией, комфортной мебелью). Считается, что благотворней влияют сеансы без использования наушников.
При индивидуальном подходе выбор музыки основывается на предпочтениях клиента, варьируя с каждым новым сеансом. Возможно, будет подобран комплекс для прослушивая в домашних условиях.
Когда проводится групповая терапия, то выбор произведений основан на общих проблемах клиентов (неврозы, апатия, бессонница).
Музыкотерапия для детей
Достоинства музыкотерапии предрасполагают к использованию ее в работе с детьми. Безвредность, доступность и простота применения делают музыкотерапию хорошим решением для многих семей. Родители обычно просят психолога подобрать комплекс произведений, помогающий справиться с возникшими эмоциональными проблемами. Чаще всего музыкотерапию предпочитают проводить дома, в естественных для ребенка условиях. Даже если необходимы иные методы коррекции, музыкотерапия остается хорошим подспорьем, так как обычно более выгодна и доступна, и финансово и по временным затратам.
Структура детского мозга чувствительна к любым воздействиям. Вибрация и ритмика оказывают влияние на физический и эмоциональный уровень, внося гармонию во множество процессов, происходящих в детском организме.
Предпочтительней выбирать классические произведения, но следите за индивидуальными реакциями ребенка.
Древнейший вид музыкотерапии — колыбельные. Много столетий назад было замечено благотворное влияние определенных песен на младенцев. Колыбельные объединили в себя сразу несколько преимуществ: возможность интуитивной коррекции мелодии, телесный и эмоциональный контакт с матерью, индивидуальный ритуал засыпания и релаксации.
Музыкальная терапия применяется в детских коллективах не только как психокорректирующий метод, но и как средство развития. Мелодии положительно влияют на интеллект и творческое воображение детей.
Если в семье ребенка принято слушать хорошую музыку, то ему удается лучше социализироваться и находить выход из непростых ситуаций. Таким методом можно расширить детское восприятие окружающего мира, где имеется множество возможностей и путей. Ребенку становится проще демонстрировать свои чувства, ставить цели и выполнять задачи.
Берегите свое душевное благополучие!
Что такое библиотерапия?
Библиотерапия – метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом. Применяется для коррекции психического состояния с помощью направленного чтения специально подобранной литературы. При библиотерапии может использоваться как научно-популярная литература (например, книги о психотерапии), так и художественная.
Благодаря особому терапевтическому эффекту от идентификации с героями, вчувствования в их переживания и другим исцеляющим состояниям (успокоение, удовольствие, повышение активности) происходит прояснение неразрешенных конфликтов человека, личностных проблем, изменение настроения.
Библиотерапия представляет собой психотерапевтическую методику для психолога и психотерапевта.
История метода
Психотерапия при помощи чтения книг применялась еще со времен Средневековья, когда считалось, что каждая книга сакральна, хотя отдельные теории о терапевтическом значении литературы появились гораздо раньше. Например, в древнем Египте, над входом в библиотеку фараона Рамзеса II висела табличка «Аптека для души».
Однако метод библиотерапии стал популярен лишь в XVIII веке. Современный термин «библиотерапия» появился в 1916 году, а в середине XX века стал использоваться повсеместно и вошел в психологические словари.
Как работает библиотерапия?
Первый шаг – найти нечто общее между собой и одним из героев книги или увидеть что-то знакомое в ситуации, в которой оказываются персонажи.
Второй шаг – создать эмоциональную близость с «узнанным»/«понятым» героем или ситуацией. Стоит только проникнуться книгой и начать сопереживать, как история становится почти личной.
И, наконец, третий шаг – необходимо прийти к пониманию того, что мы не одиноки со своей проблемой и существуют различные способы справиться с ней. Это не означает, что вы должны поступать точно так же, как герой книги. Вы просто делаете для себя выводы о возможных вариантах развития событий и перестаете страшиться неизвестного и собственных эмоций.
Что можно скорректировать с помощью библиотерапии?
Чаще всего библиотерапия помогает при комплексной коррекции психологических расстройств, тревожности, депрессии, душевной боли от потери близкого человека или при проблемах в отношениях с другими людьми.
Как самому найти нужную библиотерапевтическую книгу?
Итак: сначала найдите все книги по интересующей вас проблеме. Это можно сделать с помощью тематических подборок в СМИ, обзоров критиков, блогеров. После этого приступайте к отсеву «лишних» книг. Уберите из списка нелюбимых авторов и нелюбимые жанры.
Берите оставшиеся книги и слушайте их (или читайте). Но помните, как только вы почувствуете эмоциональный дискомфорт, прекратите чтение. Возможно, вы еще вернетесь к этой книге, но в методе библиотерапии не нужно цепляться за дочитывание истории до конца, особенно если это дается с явным трудом. В терапевтической литературе все должно быть по душе. В этом и есть ее суть – создать островок безопасности в мире переживаний и тревог.
Области применения библиотерапии
Библиотерапия связана с педагогикой и психологией, в частности, с психологией чтения. На практике библиотерапия может выполнять диагностические или психотерапевтические функции. Есть данные об эффективности библиотерапии при депрессивных расстройствах.