Размер шрифта:
Цвета сайта:
Параметры

Медицинская профилактика

Стресс – это состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные внешние и внутренние воздействия, требующие перестройки и адаптации на физиологическом, психическом и поведенческом уровнях. Стресс может быть обусловлен как физическими, так и психическими факторами. Бывает он двух видов – «эустресс», который повышает адаптационные возможности организма, то есть оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, и «дистресс», оказывающий дестабилизирующее воздействие.

Какой вид стресса возникнет у того или иного человека, зависит от таких параметров, как стрессоустойчивость и стрессодоступность. Доминирование того или иного параметра зависит от множества факторов, среди которых: состояние физического и психического здоровья, особенности личности, привычность реагирования на воздействия, состояние системы индивидуальной психологической защиты, наличие или отсутствие социальной поддержки. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играет роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Важно понять: жизнь вне стресса невозможна! Любое эмоционально-значимое изменение привычной жизни можно отнести к стрессовой ситуации. Примером очевидно позитивных стрессовых событий могут быть: рождение ребенка, поступление в институт, получение более высокой должности, покупка квартиры и т.д.

А вот эмоциональный дистресс вызывает развитие множества заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, язвенно-дистрофические, невротические, онкологические, иммунодефицитные. Такой стресс, как вы понимаете, представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей.

Профилактика эмоционального стресса заключается в способности предвидеть возможные события и осуществлять те необходимые мероприятия, которые помогут предотвратить развитие стрессовой ситуации.

Основные методы ослабления «предстрессовой лихорадки» следующие:

Метод рационализации предстоящего события. Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы и ваши собеседники будете одеты, о чём будет разговор. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В результате у вас снизится уровень неопределенности и, как следствие, уменьшится уровень мешающих вам эмоций.

Метод избирательной позитивной ретроспекции (полезен для тех, кто часто сомневается). Вспомните ситуацию, в которой вы решили свою проблему и можете гордиться собой, своими действиями. Запишите все комплименты, которые можете себе сделать. Теперь подумайте, если вы раньше уже успешно решили подобную задачу, то есть все основания полагать, что и с настоящим заданием вы справитесь также успешно.

Метод избирательной негативной ретроспекции. Запишите все свои провалы и проанализируйте их причины: нехватка ресурсов (если да, то каких), недостаточное планирование и т.п. Постарайтесь учесть выявленные ошибки при планировании своих действий в будущем.

Метод зеркала. В момент волнения отметьте, в какой позе находится ваше тело. Придайте ему уверенности. Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станет вырабатывать меньше адреналина), и уровень ваших негативных эмоций снизится.

Метод детальной визуализации неудачного исхода ситуации (предельное усиление). Представьте себе различные варианты развития событий, вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас сценарий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при других исходах. В результате вы снизите уровень неопределенности, который и провоцирует лишние эмоции.

И, конечно же, в профилактике стресса решающее значение имеет образ жизни. Вот, несколько несложных правил, которые помогут обрести бодрость духа и хорошее самочувствие.

Не перетруждайтесь и хорошо высыпайтесь. Отдых очень важен для человека. Если не давать нашему организму регулярно и полноценно восстанавливать силы, это приведет к нежелательным результатам, в том числе и к эмоциональному стрессу. К примеру, в восточных единоборствах отдых настолько же ценен, насколько ценна и тренировка. Именно во время отдыха мы можем осмыслить все то, что узнали нового.

Перейдите на здоровое питание. Возможно это вас немного удивит, но пища оказывает серьёзное влияние на наш моральный дух. Рациональное питание – залог здоровья и продуктивного дня.

Двигайтесь. Движение – жизнь! Эта прописная истина часто забывается в наш техногенный век, когда работа связана с малоподвижным положением тела перед монитором компьютера, за рулём автомобиля, за рабочим столом. Организм нуждается в движении, от его недостатка у современного человека случаются сбои и на физическом, и на психическом уровнях.

Измените своё мышление на позитивное. Старайтесь воспринимать происходящее в положительном свете. Переносить жизненные трудности и противостоять депрессивным и стрессовым состояниям также помогают юмор и самоирония. Не зацикливайтесь на неприятностях, и они быстрее уступят место радостным событиям.

Перестаньте себя жалеть. Когда вы жалуетесь на жизнь, плачете, рассказываете о своих переживаниях родным и близким, обсуждаете с ними ваши проблемы, они, зачастую, проявляют к вам сочувствие. Но, к сожалению, именно это понимание и поощряет депрессивное поведение и возникновение тяжёлых эмоциональных стрессов.

Найдите хобби. Интересы и увлечения помогают достичь гармонии, подпитывают наше самоуважение, да и просто улучшают настроение.

Стройте планы на будущее. У каждого в жизни есть занятия, которые доставляют особенное удовольствие. Чтение книг, просмотр новых фильмов, музыка, встреча с родными или друзьями, солон красоты и т.д. Тогда и работа спорится, и настроение поднимается. Почаще делайте себе приятно.

 

ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края

 

Как помочь своему ребенку стать более организованным? 

 

В повседневной жизни школьника большую роль играет режим дня. Это дисциплинирует, помогает быть собранным. Особую актуальность это приобретает в нынешней эпидемиологической обстановке, когда дети могут учиться дистанционно. Крайне важно в такой ситуации правильно сочетать отдых и учёбу.

 

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

 

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.

Описание: rdds.jpg

 

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

 

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

 

·         Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна.

 

·         Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).

 

·         Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.

 

·         Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

 

Примерные нормы ночного сна для школьников:

 

В 1–4 классе — 10–10,5 часа, в 5–7 классе — 10,5 часа, в 6–9 классе — 9–9,5 часа, в 10–11 классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

 

Организация рабочего места школьника

 

Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

 

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

 

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

 

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

 

Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных электронно-вычислительных машин является неотъемлемой частью учебного процесса.

 

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:

 

·         для обучающихся в 1-4  классах - 15 мин.;

 

·         для обучающихся в 5-7 классах - 20 мин.;

 

·         для обучающихся в 8-9 классах - 25 мин.;

 

·         для обучающихся в 10-11 классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.

 

Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах - 3 урока.

 

При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.  

 

Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

 

Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

 

·         для обучающихся в 2-5 классах - не более 60 мин.;

 

·         для обучающихся в 6 классах и старше - не более 90 мин.

 

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся 2-5 классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

 

Игры и прогулки

 

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

 

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

 

Правильное питание

 

Питание школьника - это тоже часть режима дня. От него зависит гармоничное развитие молодого организма. Во время пандемии лучше минимизировать посещение магазинов и запастись полезными продуктами длительного хранения. Это могут быть фрукты – замороженные или консервированные (последние лучше выбирать в собственном фруктовом соку, а не в сиропе); замороженные овощи, зерновые (например, «необработанные» овес или гречка - они хранятся дольше, чем обработанные). В детском рационе стоит уменьшить количество молочных продуктов, которые содержат большое количество жиров, например, плавленых сыров, несмотря на то что они имеют долгий срок хранения. Эти продукты не обеспечат ребенка кальцием и витамином D, в отличие от натуральных.

 

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость, сохранит трудоспособность ребёнка и будет способствовать его успешной учебе.

 

Врач-диетолог, доктор медицинских наук Михаил Гинзбург заявил, что главным продуктом для долголетия является имбирь. «Имбирь обладает противовоспалительным эффектом, эффектом самоочищения клеток, то есть аутофагией. Все процессы, которые лежат в основе старения, имбирь может перекрывать. Он стимулирует образование коллагена и замедляет его деградацию, а это замедляет старение. Также имбирь ускоряет заживление ран и ссадин», – сказал эксперт в эфире программы «О самом главном».

Зависимость от сетевого пространства является очень серьёзным психологическим вопросом, способным жестоко поломать судьбу человека. И освободиться от подобного рабства можно лишь через безусловное осознание и принятие проблемы. Об этом шла речь на очередной лекции медицинского психолога краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Ирины Бабкиной для студентов Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа.

По данным Всемирной организации здравоохранения, от пагубного воздействия табака на организм человека ежегодно умирают около 6 млн жителей планеты, 12% из которых некурящие.

Особенно вредно пассивное курение для детей. Табачный дым тяжелее воздуха и оседает вниз. К тому же навредить курением своему ребенку можно еще задолго до его рождения. А в случае курящих женщин даже до его зачатия. Как именно курение вредит будущей семье — в нашей статье.

Новая коронавирусная инфекция опасна сама по себе, однако также необходимо помнить, что одним из ее последствий может стать постковидный синдром. У переболевших COVID-19 через несколько месяцев после выздоровления регистрируют самые разные симптомы: от депрессии и утомляемости до кашля, бессонницы и выпадения волос.

Обсудили эту тему с Екатериной Анатольевной Пырьевой, кандидатом медицинских наук, заведующей лабораторией возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии».

Существует несколько важных принципов, которых нужно придерживаться при планировании детского рациона.

Первый, основополагающий – питание ребенка должно способствовать формированию правильного пищевого поведения. Это полезно в любом возрасте, но эффективность выше именно в ранние годы развития, когда человек более гибок и восприимчив.

Второй – количество энергии, которую нам дает пища, должно соответствовать тратам организма.

Третий – питание ребенка должно быть разнообразным. После года в рационе должны присутствовать все группы продуктов; разве что грибы можно исключить до трехлетнего возраста (или даже до школьного).

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации
  • Министерство здравоохранения Краснодарского края
  • Портал записи на приём к врачу через Интернет в медицинские организации Краснодарского края
  • Портал дистанционного обучения министерства здравоохранения Краснодарского края
  • Помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
  • Узнай квалификацию своего врача
  • info
  • Узнай своего врача
  • hline
  • infarct
  • test2
  • test2
  • anketa eko
  • takzdorovo
  • anketa eko
  • golos