Медицинская профилактика
Фрукт часто встречается в рекомендациях по похудению. Чем же он полезен, поможет ли избавиться от лишних килограммов?
Ананас – многолетнее травянистое растение из Южной Америки. Мякоть спелых плодов – желтоватого цвета, с большим количеством сока. Ананас на 85% состоит из воды и на 15% – из простых сахаров: фруктозы и сахарозы. Также в нем содержатся витамины: бета-каротин, В1, В2, В6, PP; микроэлементы – кальций, магний, цинк, йод; органические кислоты – аскорбиновая и лимонная, а также клетчатка.
Нехватка железа. Эта проблема человеческого здоровья официально признана в настоящее время одной из самых острых и злободневных в мире. По данным ВОЗ, с ней сталкивается сегодня каждый третий житель нашей планеты. Последствия этого явления выражаются повсеместно: и снижением уровня успеваемости школьников, и повышением статистки общей смертности.
В XXI веке человечество пребывает в состоянии постоянного эмоционального стресса. Скорость жизни стала настолько стремительной, что мы подчас даже и не пытаемся её контролировать. И это чревато самыми серьёзными последствиями для нашего здоровья. Таковы неутешительные выводы экспертов ВОЗ. Это всё-равно, что ехать на автомобиле с постоянно продавленной педалью газа.
Недостаток физической активности может быть смертельно опасен. Именно смертельно — ведь, по данным ВОЗ, 6% смертей в мире вызваны заболеваниями, возникающими от малоподвижного образа жизни.
Гиподинамия становится причиной 21-25% случаев рака молочной железы и толстой кишки, 27% случаев диабета и 30% случаев ишемической болезни сердца.
Поговорим о видах и нормах физических нагрузок, необходимых для поддержания здоровья.
Физическая нагрузка включает повседневную активность (поход в магазин или на работу, прогулка, уборка и т.д.) и физические упражнения (занятия спортом и физической культурой). Упражнения дают более сбалансированную и целенаправленную нагрузку на мышцы, зато повседневная физическая активность доступна каждому. Для поддержания здоровья полезны та и другая.
Регулярная физическая активность помогает:
• снизить риск гипертонии, ишемической болезни сердца, инсульта, диабета, рака молочной железы и толстой кишки, депрессии;
• укрепить кости и нормализовать функциональные показатели организма;
• тратить достаточно калорий и поддерживать нормальный вес.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала нормы минимальной продолжительности физической активности
Дети до 4 лет
• младенцы до года – 30 минут в день интерактивных игр, лежания на животе во время бодрствования;
• дети 1-2 лет – 180 минут в день разнообразной физической нагрузки любой интенсивности, включая энергичные игры;
• дети 3-4 лет – 180 минут в день различной физической нагрузки любой интенсивности, включая не менее 60 минут энергичных игр.
Дети и подростки 5-17 лет
60 минут в день умеренной или интенсивной физической активности, включая аэробную. Более длительные нагрузки принесут дополнительную пользу здоровью.Хотя бы 3 раза в неделю должны выполняться активные физические нагрузки по укреплению мышц и костей.
Взрослые 18-64 лет
150 минут в неделю умеренной аэробной физической активности и/или 75 минут интенсивной нагрузки. Продолжительность каждого занятия должна быть 10 минут или более. Хотя бы 2 дня в неделю рекомендуется выполнять упражнения по укреплению мышц. Чем больше адекватной состоянию физической нагрузки – тем больше польза здоровью.
Взрослые 65 лет и старше
Рекомендации для взрослых 18-64 лет дополняются советом выполнять упражнения на равновесие не реже трех дней в неделю. Пожилым людям полезно всегда оставаться настолько физически активными, насколько позволяет состояние.
Рекомендации подходят для всех людей, в том числе имеющих хронические заболевания, не связанные с подвижностью. Дополнительная предосторожность и медицинские рекомендации могут понадобиться беременным и женщинам в послеродовой период, людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Какая физическая нагрузка считается умеренно интенсивной?
• танцы
• работа в саду и огороде
• работа по дому и хозяйству
• активные игры и спортивные занятия с детьми
• прогулки с домашними животными
• основные строительные работы (например, кровельные или малярные работы)
• перенос и перемещение предметов умеренной тяжести (менее 20 кг).
Какая физическая активность называется интенсивной?
• бег
• энергичный подъем в гору
• быстрая езда на велосипеде
• аэробика
• быстрое плавание
• спортивные соревнования и игры (народные подвижные игры, футбол, волейбол, хоккей, баскетбол)
• энергичная работа с лопатой или рытье канав;
• перенос и перемещение тяжестей более 20 кг.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Если раньше вы никогда не занимались физическими упражнениями, начинайте с небольшой физической нагрузки, например, с утренней зарядки и коротких пеших прогулок. Постепенно наращивайте продолжительность, частоту и интенсивность занятий.
Скоро Новый год и многие хотят порадовать детей сладкими новогодними подарками.
Рекомендуем вам быть очень внимательными при выборе и придерживаться нескольких правил для того, чтобы приобрести вкусный, качественный и безопасный сладкий подарок.
Сладкие новогодние подарки стоит приобретать в местах организованной торговли (магазины, супермаркеты, официальные рынки).
При покупке обратите внимание на этикетку упаковки, маркировку пищевой продукции, на которой должны быть следующие сведения:
1) наименование;
2) состав;
3) количество;
4) дата изготовления;
5) срок годности;
6) условия хранения пищевой продукции, в том числе и после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов.
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Срок годности устанавливается по самому скоропортящемуся продукту, входящему в состав продукта. Необходимо выбрать набор с самой близкой ко дню покупки датой фасовки - тогда конфеты, вафли и печенье будут более свежими.
При выборе подарков предпочтение стоит отдавать тем, в составе кондитерских изделий которых содержится минимум пищевых добавок, консервантов, гомогенизированных жиров и масел.
Также у Вас есть возможность самостоятельно сформировать сладкий подарок, купив любимые конфеты своих детей, оформить их в красивую упаковку, положить любимую игрушку, и ребёнок будет рад.
Обратите внимание на наличие потенциальных аллергенов, к которым относятся - ядра абрикосовой косточки, арахис, их использование в питании детей не рекомендуется. Следует отметить, что карамель, в том числе, леденцовая, не рекомендована для наполнения детских наборов, так же, как и кондитерские изделия, содержащие алкоголь более 0,5 % этанола.
В состав качественного сладкого набора могут входить шоколад, конфеты (желейные, вафельные, с начинкой из суфле), вафли, пряники, печенье (бисквитное, галетное), мягкий ирис, пастила, зефир и мармелад.
Последние два компонента являются наиболее безвредными, ввиду меньшего количества сахара по сравнению с другими сладостями. Помимо этого, в мармеладе и зефире содержится пектин, полезный для пищеварения.
В составе сладостей должны отсутствовать: усилители вкуса и аромата, консерванты (Е200, Е202, Е210, Е249), синтетические красители, ароматизаторы идентичные натуральным, гидрогенизированные масла и жиры, а также натуральный кофе. Натуральные красители и ароматизаторы допускаются.
Внутри подарка вместе с кондитерскими изделиями может находиться игрушка, она должна быть в отдельной упаковке, предназначенной для контакта с пищевыми продуктами. Но стоит помнить о возрастных ограничениях и технике безопасности. Так, игрушки для детей до 3 лет не должны содержать натуральный мех и кожу – это достаточно сильные аллергены. Также игрушка не должна содержать стекло и другие бьющиеся материалы, мелкие детали, в том числе, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 5%.
Сладкий подарок советуем хранить при температуре 15–17 градусов, иначе из-за нарушений условий хранения шоколад может покрыться белым налетом.
По Вашему требованию продавец подарка обязан предоставить документы, подтверждающие качество и безопасность всех составляющих компонентов подарка, а именно декларации соответствия, транспортные накладные.
В случае, если у родителей возникнут сомнения относительно качества и безопасности сладких подарков, а также детской одежды, обуви и игрушек, они могу обратиться за разъяснениями на Всероссийскую горячую линию Роспотребнадзора
Роспотребнадзор напоминает, что ботулизм – тяжелое заболевание, поражающее центральную нервную систему, и при несвоевременном обращении за помощью, заканчивается летальным исходом. В 2020 году от ботулизма пострадали 112 человек, из них с летальным исходом 7 случаев (6,25%). За 9 месяцев 2021 года от ботулизма пострадали 92 человека, из них 15 с летальным исходом (16,3%).
При приготовлении домашней консервации необходимо помнить, что именно домашние заготовки чаще всего бывают причиной смертельно-опасного заболевания – ботулизма. Возбудители ботулизма живут только при отсутствии доступа кислорода. Именно поэтому ботулизмом часто заболевают после употребления герметически закрытых консервов, солений и копчений домашнего производства, где в толщу продукта не проникает воздух, и создаются благоприятные условия для сохранения возбудителя болезни. При этом внешний вид, вкус и запах продуктов не изменяется, иногда, и совсем не обязательно, может отмечаться вздутие консервных банок.
Споры ботулизма широко распространены в природе: их постоянно находят в воде, особенно в придонных слоях, почве, откуда они и попадают в продукты, подвергающиеся консервированию и переработке.
ПОМНИТЕ:
1. Нельзя покупать на рынке и у случайных лиц продукты домашнего консервирования в герметически закрытых банках. Зачастую продукты для продажи готовят, обрабатывают и хранят без соблюдения правил гигиены и температурного режима.
2. Нельзя покупать у случайных лиц продукты домашнего копчения: крупные окорока, рыбу - особенно опасен толстолобик и другие рыбы, обитающие в придонных слоях воды. Из кишечника рыбы, при ее неправильной обработке, споры легко проникают в толщу мышц.
3. Нельзя в домашних условиях готовить консервы в герметически закрытых банках из грибов, мяса, рыбы, моркови, свеклы, портулака и укропа. Эти продукты трудно отмыть от мелких частичек почвы и спор возбудителей ботулизма.
4. Нельзя консервировать продукты с признаками порчи и гнили.
5. Нельзя нарушать общепринятую технологию приготовления: уменьшать количество соли, уксуса, сокращать время тепловой обработки.
6. Нельзя употреблять в пищу консервы из вздувшихся банок.
ВАЖНО!
1. Храните домашние консервы только в холодильнике или в погребе.
2. Перед употреблением в пищу консервы, приготовленные из опасных продуктов, подвергайте достаточной, в течение 15-20 минут, температурной обработке. Кипячение разрушит токсин, если он образовался в консервах. К ботулиническому токсину особенно чувствительны дети. Им можно давать консервы домашнего приготовления только после предварительной тепловой обработки.
Если после употребления домашних консервов или копченой продукции вы почувствовали себя плохо, немедленно обратитесь к врачу и обязательно сообщите, что вы употребляли в пищу консервы. Банку с остатками консервов, оставшуюся рыбу или окорок не выбрасывайте – их необходимо отправить на лабораторное исследование. Это поможет быстрее выявить источник, поставить диагноз и начать правильное лечение.
Соблюдайте эти простые правила и будьте здоровы!
Стресс – это состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные внешние и внутренние воздействия, требующие перестройки и адаптации на физиологическом, психическом и поведенческом уровнях. Стресс может быть обусловлен как физическими, так и психическими факторами. Бывает он двух видов – «эустресс», который повышает адаптационные возможности организма, то есть оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, и «дистресс», оказывающий дестабилизирующее воздействие.
Какой вид стресса возникнет у того или иного человека, зависит от таких параметров, как стрессоустойчивость и стрессодоступность. Доминирование того или иного параметра зависит от множества факторов, среди которых: состояние физического и психического здоровья, особенности личности, привычность реагирования на воздействия, состояние системы индивидуальной психологической защиты, наличие или отсутствие социальной поддержки. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играет роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.
Важно понять: жизнь вне стресса невозможна! Любое эмоционально-значимое изменение привычной жизни можно отнести к стрессовой ситуации. Примером очевидно позитивных стрессовых событий могут быть: рождение ребенка, поступление в институт, получение более высокой должности, покупка квартиры и т.д.
А вот эмоциональный дистресс вызывает развитие множества заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, язвенно-дистрофические, невротические, онкологические, иммунодефицитные. Такой стресс, как вы понимаете, представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей.
Профилактика эмоционального стресса заключается в способности предвидеть возможные события и осуществлять те необходимые мероприятия, которые помогут предотвратить развитие стрессовой ситуации.
Основные методы ослабления «предстрессовой лихорадки» следующие:
• Метод рационализации предстоящего события. Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы и ваши собеседники будете одеты, о чём будет разговор. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В результате у вас снизится уровень неопределенности и, как следствие, уменьшится уровень мешающих вам эмоций.
• Метод избирательной позитивной ретроспекции (полезен для тех, кто часто сомневается). Вспомните ситуацию, в которой вы решили свою проблему и можете гордиться собой, своими действиями. Запишите все комплименты, которые можете себе сделать. Теперь подумайте, если вы раньше уже успешно решили подобную задачу, то есть все основания полагать, что и с настоящим заданием вы справитесь также успешно.
• Метод избирательной негативной ретроспекции. Запишите все свои провалы и проанализируйте их причины: нехватка ресурсов (если да, то каких), недостаточное планирование и т.п. Постарайтесь учесть выявленные ошибки при планировании своих действий в будущем.
• Метод зеркала. В момент волнения отметьте, в какой позе находится ваше тело. Придайте ему уверенности. Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станет вырабатывать меньше адреналина), и уровень ваших негативных эмоций снизится.
• Метод детальной визуализации неудачного исхода ситуации (предельное усиление). Представьте себе различные варианты развития событий, вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас сценарий. Аналогичным образом спланируйте свои действия при других исходах. В результате вы снизите уровень неопределенности, который и провоцирует лишние эмоции.
И, конечно же, в профилактике стресса решающее значение имеет образ жизни. Вот, несколько несложных правил, которые помогут обрести бодрость духа и хорошее самочувствие.
Не перетруждайтесь и хорошо высыпайтесь. Отдых очень важен для человека. Если не давать нашему организму регулярно и полноценно восстанавливать силы, это приведет к нежелательным результатам, в том числе и к эмоциональному стрессу. К примеру, в восточных единоборствах отдых настолько же ценен, насколько ценна и тренировка. Именно во время отдыха мы можем осмыслить все то, что узнали нового.
Перейдите на здоровое питание. Возможно это вас немного удивит, но пища оказывает серьёзное влияние на наш моральный дух. Рациональное питание – залог здоровья и продуктивного дня.
Двигайтесь. Движение – жизнь! Эта прописная истина часто забывается в наш техногенный век, когда работа связана с малоподвижным положением тела перед монитором компьютера, за рулём автомобиля, за рабочим столом. Организм нуждается в движении, от его недостатка у современного человека случаются сбои и на физическом, и на психическом уровнях.
Измените своё мышление на позитивное. Старайтесь воспринимать происходящее в положительном свете. Переносить жизненные трудности и противостоять депрессивным и стрессовым состояниям также помогают юмор и самоирония. Не зацикливайтесь на неприятностях, и они быстрее уступят место радостным событиям.
Перестаньте себя жалеть. Когда вы жалуетесь на жизнь, плачете, рассказываете о своих переживаниях родным и близким, обсуждаете с ними ваши проблемы, они, зачастую, проявляют к вам сочувствие. Но, к сожалению, именно это понимание и поощряет депрессивное поведение и возникновение тяжёлых эмоциональных стрессов.
Найдите хобби. Интересы и увлечения помогают достичь гармонии, подпитывают наше самоуважение, да и просто улучшают настроение.
Стройте планы на будущее. У каждого в жизни есть занятия, которые доставляют особенное удовольствие. Чтение книг, просмотр новых фильмов, музыка, встреча с родными или друзьями, солон красоты и т.д. Тогда и работа спорится, и настроение поднимается. Почаще делайте себе приятно.
ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края
Как помочь своему ребенку стать более организованным?
В повседневной жизни школьника большую роль играет режим дня. Это дисциплинирует, помогает быть собранным. Особую актуальность это приобретает в нынешней эпидемиологической обстановке, когда дети могут учиться дистанционно. Крайне важно в такой ситуации правильно сочетать отдых и учёбу.
Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.
Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:
· Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна.
· Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).
· Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.
· Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1–4 классе — 10–10,5 часа, в 5–7 классе — 10,5 часа, в 6–9 классе — 9–9,5 часа, в 10–11 классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Организация рабочего места школьника
Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных электронно-вычислительных машин является неотъемлемой частью учебного процесса.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:
· для обучающихся в 1-4 классах - 15 мин.;
· для обучающихся в 5-7 классах - 20 мин.;
· для обучающихся в 8-9 классах - 25 мин.;
· для обучающихся в 10-11 классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах - 3 урока.
При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.
Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).
Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
· для обучающихся в 2-5 классах - не более 60 мин.;
· для обучающихся в 6 классах и старше - не более 90 мин.
Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся 2-5 классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.
Игры и прогулки
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.
Правильное питание
Питание школьника - это тоже часть режима дня. От него зависит гармоничное развитие молодого организма. Во время пандемии лучше минимизировать посещение магазинов и запастись полезными продуктами длительного хранения. Это могут быть фрукты – замороженные или консервированные (последние лучше выбирать в собственном фруктовом соку, а не в сиропе); замороженные овощи, зерновые (например, «необработанные» овес или гречка - они хранятся дольше, чем обработанные). В детском рационе стоит уменьшить количество молочных продуктов, которые содержат большое количество жиров, например, плавленых сыров, несмотря на то что они имеют долгий срок хранения. Эти продукты не обеспечат ребенка кальцием и витамином D, в отличие от натуральных.
Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость, сохранит трудоспособность ребёнка и будет способствовать его успешной учебе.