353864, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск,

ул. К. Шевченко, 99

регистратура взрослой поликлиники:

(8-86143)2-15-86

регистратура женской консультации:

(8-861)991-11-26 доб. 2

 регистратура детской поликлиники:

(8-861)991-11-26 доб.3

 по вопросам организации и качества медицинской помощи:

8 (918) 198-72-59

 телефон экстренной психологической помощи по Краснодарскому краю 24/7:

8-800-250-29-55

горячая линия психологической поддержки НМИЦ психиатрии им. В.П. Сербского.

8-495-637-70-70

 

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» Всем знакомая пятиминутная игра на уроке, во время которой учитель призывает отвлечься, отложить ручки, размять пальчики и потрясти руками, является примером простейшей динамической паузы. С помощью легкой «встряски» – переключения вида деятельности – учитель или воспитатель помогает детям вернуть концентрацию и интерес к занятию.

Динамические паузы: почему они нужны
Процесс обучения для ребенка очень энергозатратен: он требует усидчивости, концентрации, активной работы мозга. Взрослым может казаться, что в детских занятиях нет ничего сложного: в детском саду малыши рисуют, играют, выполняют простые, на наш взгляд, задания. На самом деле все перечисленные занятия требуют от малыша привлечения многих ресурсов – как физических, так и интеллектуальных. Чтобы избежать переутомления, познавательный процесс прерывают – организовывают общую игру или идут гулять, т. е. делают динамическую паузу. Ее цель – на время сменить вид деятельности, дать мозгу возможность «перезагрузиться» и, восстановив уровень концентрации, с новыми силами вернуться к занятиям. 
Аналогичные динамические паузы необходимы и в начальной школе.
«Начало учебы в школе – довольно непростое событие для ребенка. Изменение распорядка дня, увеличение количества новой информации… Динамические паузы – хорошее средство, чтобы организм смог передохнуть, восстановить силы и вновь включиться в учебу. Кроме того, это еще одна возможность настроить детей на взаимодействие, повод общаться», – говорит педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Наталья Паршина.   
Детские динамические паузы могут быть разными по форме, содержанию и продолжительности. Пальчиковые игры, простые задания на ритмику, массаж кистей рук – эти мероприятия не требуют много места и времени, поэтому прекрасно подходят для паузы прямо на занятии. Если учитель видит, что дети устали, плохо концентрируются на выполнении заданий, можно спонтанно провести пальчиковую разминку для переключения. А во время урока русского языка, где большую часть времени ребята тренируют навык письма, отлично подходят разговорные паузы – короткая игра в слова или чтение скороговорок сразу оживляет школьников.
Есть и более продолжительные по времени физкультурные паузы: их можно провести во время занятий (размять ноги, руки, шею и спину прямо в классе), но иногда на них выделяется целый урок – при хорошей погоде динамические паузы проводят на улице. 
Динамические паузы в детском саду
Ведущий вид деятельности у дошкольников – игра, с помощью игры малыши познают окружающий мир. Сочетание подвижных игр с элементами физкультуры способствует развитию координации, моторики и других важных навыков.
«Прогулка – это всегда простор для игр. Одинаково важны активные игры вроде классических догонялок: они улучшают ловкость, выносливость, скорость и другие физические показатели – и более спокойные, например игры с мячом в “съедобное-несъедобное”. После насыщенной прогулки ребенку будет легче провести несколько занятий в помещении, сосредоточившись на более размеренных упражнениях», – Наталья Паршина.
Динамическими паузами не пренебрегают и во время занятий: малышам нужен отдых даже во время рисования и развития речи. Как правило, у некоторых малышей утомление начинает появляться уже после первых 15 минут занятия: они могут начать отвлекаться, капризничать, мешать другим. Для педагога такие ребята служат ориентиром: пора делать перерыв.
«На самом деле в детском саду очень легко заметить, когда дети начинают клевать носом. Они вертятся, шумят, отвлекают друг друга. Если хотя бы у пары ребят появились признаки утомленности – стоит перевести их внимание на игровую паузу», – Наталья Паршина.
Динамическая или физкультурная пауза во время занятий не должна быть долгой (3 минуты), желательно сделать ее разной по содержанию (не должна повторяться изо дня в день), а упражнения не должны быть сложными или требовать много пространства. Легкие для выполнения танцевальные элементы, задания на удержание баланса или равновесия, массаж, прыжки на месте, ритмичные хлопки под музыку – все эти элементы в равной степени подходят для динамической паузы.
Динамические паузы в начальной школе
Динамические паузы в начальной школе отличаются меньшей подвижностью. Расписание занятий составляется таким образом, чтобы наиболее сложные занятия – русский язык и математика – стояли утром, а за ними следовали ИЗО, окружающий мир и физкультура. Если нет возможности выйти с детьми на свежий воздух, учитель проводит динамические паузы в классе. 
«Динамические и физкультурные паузы преследуют несколько целей. Во-первых, они снимают усталость, расслабляют школьников и дают возможность выдохнуть после напряженной умственной деятельности. Во-вторых, командные динамические паузы помогают сплотить детский коллектив, в игровой форме наладить взаимодействие между ребятами. Третье – это создание в классе доверительной, творческой и комфортной атмосферы. Наконец, заключительное – это развивающая функция: физкультурные упражнения разминают затекшие мышцы, а интеллектуальные игры дают дополнительные навыки и знания», – Наталья Паршина.
Примеры динамических пауз в начальной школе
Динамическая пауза № 1: танцевальная разминка
• Шаг вправо – приставить левую ногу – прыжок (небольшой, на месте).
• Шаг влево – приставить правую ногу – кивок.
• Шаг вперед – приставить левую ногу – хлопок.
• Шаг назад – приставить правую ногу – присесть.
Схема повторяется 4–5 раз, постепенно движения можно ускорять.
Динамическая пауза № 2: игра в слова на заданную тему 
При изучении новой темы можно сделать динамический перерыв в виде игры в слова. Например, на окружающем мире, изучая животных, педагог говорит: «Я назову первое слово и имя следующего игрока, которому нужно будет назвать следующее слово. Первое слово – “тигр”. Следующее слово называет Дима». 
Дима должен назвать животное на «р» (последняя буква в слове «тигр») и имя следующего игрока.
Динамическая пауза не только способствует закреплению материала, но и позволяет детям подружиться друг с другом.
Динамическая пауза № 3: «Хлопни правильный ответ»
Задача школьников – хлопать при правильном решении примера или задачи. Это пауза отлично подходит для урока русского языка или математики: преподаватель на доске решает пример или пишет слово. Если написанное верно, ребята аплодируют. 
Можно использовать как уже хорошо зарекомендовавшие себя и известные «передышки» вроде «Мы писали, мы писали», так и придумывать свои динамические паузы, ориентируясь на тему занятия. При грамотном и гармоничном вплетении динамических пауз в общую структуру занятия, ребята не будут уставать и перенапрягаться, а материал будет усваиваться намного быстрее.