353864, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск,

ул. К. Шевченко, 99

регистратура взрослой поликлиники:

(8-86143)2-15-86

регистратура женской консультации:

(8-861)991-11-26 доб. 2

 регистратура детской поликлиники:

(8-861)991-11-26 доб.3

 по вопросам организации и качества медицинской помощи:

8 (918) 198-72-59

 телефон экстренной психологической помощи по Краснодарскому краю 24/7:

8-800-250-29-55

горячая линия психологической поддержки НМИЦ психиатрии им. В.П. Сербского.

8-495-637-70-70

 

С момента начала посещения школьного учреждения, ребёнок сталкивается с перестройкой жизненного ритма, а также дополнительной интеллектуальной и физической нагрузкой, которая предусмотрена в рамках образовательной программы. Так как организм школьника продолжает формироваться, он в 80% случаев оказывается не готовым к подобным испытаниям.

Как результат — диагностирование у учащихся младших классов и подростков острых и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Избежать серьезных осложнений со стороны пищеварительного тракта помогает своевременная диагностика и лечение, а для того чтобы оградить своего ребенка от развития заболеваний ЖКТ, важно уделять внимание профилактике.

22 08 23 4

Распространенные болезни ЖКТ у школьников

К наиболее распространенным диагнозам, которые ставят детские гастроэнтерологи своим маленьким пациентам, относят:

  • хронические запоры;
  • острое или хроническое воспаление слизистой оболочки желудка (гастрит);
  • энтероколит;
  • гастродуоденит;
  • функциональные расстройства кишечника, которые сопровождаются диареей.

Гастрит у детей и другие нарушения со стороны ЖКТ отражаются на общем состоянии, поведении и внешнем виде ребёнка. Кроме того, хронические функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта приводят к нарушению процесса всасывания и усвоения жизненно важных биогенных элементов, включая витамины, микро и макроэлементы, электролиты. Заподозрив симптомы дисбактериоза кишечника у детей, лечение не рекомендовано откладывать.

Причины заболевания ЖКТ у школьников

Каждый перечисленный сбой в работе пищеварительной системы, развивается у ребенка школьного возраста не на ровном месте. Возникновению структурно- функциональных нарушений ЖКТ у школьников, способствуют такие неблагоприятные факторы:

  1. Переживания, связанные с адаптацией к новым условиям и нахождению в коллективе сверстников. Этот фактор применим к учащимся младших классов.
  2. Нерациональное питание, появление так называемых перекусов, которые чаще состоят из сомнительных продуктов (чипсы, снеки, газированные сладкие напитки).
  3. Психологическая нагрузка, связанная с освоением школьной программы.

Усугубляет положение незрелость всех систем (включая иммунную) в организме ребенка. Для большинства хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта характерна сезонность обострений, поэтому симптомы расстройств родители могут заподозрить у ребёнка в осенне-весенний период времени. Лечение симптомов энтероколита и других заболеваний ЖКТ следует проводить после консультации у детского гастроэнтеролога.

Симптомы нарушений

Расстройства пищеварительной деятельности у ребенка школьного возраста могут сопровождаться набором таких клинических симптомов:

  • тошнота и рвота;
  • боль в подложечной области, вокруг пупка или по всей площади живота;
  • бледность кожных покровов, белый или серый налет на языке;
  • снижение или полное отсутствие аппетита, голодные боли в желудке;
  • расстройства стула, которые проявляются или хроническими запорами, или диареей;
  • раздражительность и общее недомогание;
  • отрыжка с кислым или тухлым запахом.

Каждый из перечисленных симптомов или совокупность нескольких, является поводом для безотлагательного обращения к детскому гастроэнтерологу.

Питание детей в школе и дома

Уберечь ребенка от вредных перекусов и последствий, которые провоцируют эти перекусы, может только правильно сформированный детский рацион в условиях дома и в школьном учреждении. Если ребёнок обучается в первую смену, то режим питания имеет такой вид:

  • завтрак — 7-8 часов утра;
  • второй завтрак (уже в школе) — 10-11 часов;
  • обед — 13-14 часов;
  • ужин — 19:00.

Если обучение проходит во вторую смену, то режим питания необходимо перестроить следующим образом:

  • завтрак — 8-9 часа утра;
  • обед (дома) — 12-13 часов;
  • ужин — 20:00.

Обеды и завтраки школьника должны иметь наибольшую энергетическую ценность, и по калорийности занимать не менее 60%. Из рациона ребенка школьного возраста, рекомендовано полностью исключить такие продукты питания, как фастфуд и блюда, приготовленные во фритюре, газированные сладкие напитки, масляные спреды, соусы промышленного производства, острую пищу, пакетированный сок, пищевые ингредиенты, в которых содержится большое количество консервантов и красителей.

Из напитков для школьников предпочтительна минеральная вода без газов, пастеризованное молоко или натуральные соки без добавления сахарного сиропа. Завтрак должен включать продукты, богатые сложными углеводами (каши, творог, мюсли, макароны), на второй завтрак предпочтительно давать свежие фрукты, кисломолочные продукты, которые способствуют лечению запоров у детей, печенье.

В обед должны присутствовать первые блюда, вторые блюда с гарниром. На ужин школьнику лучше давать продукты, богатые белком (яичный омлет, запечённая рыба, котлеты на пару или блюда из картофеля). Если ребенок питается правильно, то вероятность появления желания сделать вредный перекус, снижается до минимума.

Профилактика заболеваний ЖКТ у школьников

Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей школьного возраста, включает создание благоприятной психологической обстановки как в условиях школы, так и в условиях дома, а также правильно составленный рацион и режим питания. Эти рекомендации при гастрите у детей распространяются на все заболевания ЖКТ. Если ребёнок уже столкнулся с одним из расстройств пищеварительной деятельности, то метапребиотики(назначенные врачом –педиатром) послужат для него скорой помощью, быстро ликвидируют нарушение стула, восстановят работу желудка и кишечника, помогут укрепить защитные силы организма.