353864, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск,

ул. К. Шевченко, 99

регистратура взрослой поликлиники:

(8-86143)2-15-86

регистратура женской консультации:

(8-861)991-11-26 доб. 2

 регистратура детской поликлиники:

(8-861)991-11-26 доб.3

 по вопросам организации и качества медицинской помощи:

8 (918) 198-72-59

 телефон экстренной психологической помощи по Краснодарскому краю 24/7:

8-800-250-29-55

горячая линия психологической поддержки НМИЦ психиатрии им. В.П. Сербского.

8-495-637-70-70

 

jju1

Грудничковое плавание – способ укрепления здоровья, закаливания и стимулирования развития ребенка с рождения на базе плавания.

Регулярные занятия плаванием с грудными детьми улучшают работу всех жизненно важных систем организма.

Грудничковое плавание – способ укрепления здоровья, закаливания и стимулирования развития ребенка с рождения на базе плавания.

Занимаясь с малышом по методике раннего плавания, вы:

- упростите процесс адаптации и привыкания к воде;

- закрепите необходимые навыки и познакомите его с правилами поведения в водном пространстве;

- способствуете развитию доверия к воде и положительного отношения к водным занятиям;

- укрепите любовь к физкультуре в целом.

Методика раннего плавания в домашней ванной для новорожденных детей

 

В первые месяцы после рождения ребенок сохраняет некоторые рефлексы, заложенные еще во время пребывания в материнской утробе.

Один из них – рефлекс задержки дыхания при погружении в воду.

Этот рефлекс со временем угасает.

Продолжительность его действия всего до 2,5-3 месяца.

Вот почему так важно не затягивать начало занятий и постараться перейти уже к активным тренировкам к возрасту ребенка 1,5-2 месяца.

Регулярные занятия плаванием с грудными детьми улучшают работу всех жизненно важных систем организма.

Раннее плавание создает, а затем и поддерживает, хорошую базу для более правильного физического развития ребенка.

Дает ощущение свободы действия, научит его не бояться водной стихии и не паниковать в случаях случайного попадания туда.

 

Плюсы от водных занятий

 

- осуществляется работа почти всех мышечных групп организма без нагрузки на позвоночник и другие суставы. Следовательно, риск получения травм сведен к минимуму;

- улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, способствуют наилучшему росту и укреплению стенок сосудов и внутренних органов;

- оказывается положительное влияние на центральную и периферическую нервную систему. Способствуют улучшению процессов поступления крови к коре головного мозга и прохождению к ней нервных импульсов, а также образования новых нервных клеток и окончаний;

- укрепляют иммунную систему и служат хорошей профилактикой вирусных заболеваний и болезней конечностей;

- способствуют нормализации режима сна и бодрствования, улучшается качество и продолжительность сна, повышению аппетита у детей;

- являются лучшим средством гигиены для малыша, оказывает массирующее, успокаивающее действие;

- улучшают его настроение, дают дополнительный прилив сил и энергии.

 

Противопоказания к занятиям плаванием

 

- любые заболевания на своей острой стадии, время реабилитационного и восстановительного периода;

- врожденные травмы и аномалии, исключающие возможность занятий.

Следует прекратить занятие плаванием, если:

- ребенок в воде перевозбуждается, безостановочно кричит, испытывает тревогу, сильное волнение, у него резко учащается сердцебиение;

- появляются признаки переохлаждения в виде «гусиной кожи», дрожания нижней губы, посинения кожи губ и тела;

у ребенка затрудняется процесс дыхания, или оно становится слишком частым.

Когда начинать 

Рекомендуемый возраст для начала занятий оздоровительным плаванием – 1 месяц с рождения ребенка.

Желательно до того, как приступить к обучению, пройти всех необходимых для данного возраста специалистов и получить их единогласное разрешение.

Помните, что возможность заниматься оздоровительным плаванием самостоятельно есть только у родителей здоровых и практически здоровых детей.

Дети с какими-либо врожденными отклонениями или с задержкой развития должны заниматься плаванием по специальной программе, под руководством квалифицированных специалистов и при определенных условиях.

Плавание в их случае носит физиотерапевтический характер.

Где начинать

Лучшее место для уроков плавания на его ознакомительном этапе – чисто вымытая домашняя ванна.

Для того, чтобы проводить занятия с малышом во взрослой ванне, рекомендуется с самого рождения приучать его купанию в детской маленькой ванне.

В этот период не требуется выполнение каких-либо упражнений и приемов. Достаточно простого ежедневного «лежания» в теплой воде.

При необходимости можно использовать специальные приспособления: горки, гамаки, подвесы для ванны.

Если ребенок настороженно воспринимает переход в «большое» плавание, необходимо сделать его более мягким и незаметным.

Для этого начальные уроки плавания проводите в детской ванночке поставленной на дно взрослой ванны.

В этом случае, у малыша, уменьшается вероятность возникновения страха перед большим пространством и огромным для него объемом воды.

Как начинать

Плавание для детей в возрасте от 1 до 3 месяцев основывается, как и большинство оздоровительных процедур, на врожденных рефлексах и носит профилактически закаливающий характер.

Занятие плаванием в данный период необходимо проводить ежедневно или через день, в любое время дня, ориентируясь на индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Обычно оптимальным временем для занятий считается период бодрствования малыша, между двумя кормлениями, когда он находиться в наиболее благосклонном настроении.

Для легко возбудимых детей рекомендуемое время будет перед дневным отдыхом или за 1,5-2 часов до ночного сна.

Завершать водные процедуры необходимо за 15-20 минут до очередного приема пищи.

Если вы не уверены в своих силах, на первое время можно также прибегнуть к помощи специалистов.

У вас всегда есть возможность вызвать медсестру из поликлиники или инструктора из группы раннего плавания, чтобы он/она показали бы вам, как выполнять основные упражнения, а главное научили бы не бояться самого процесса погружения собственного чада в воду.

Можно также совмещать занятия с инструктором или медсестрой в поликлиники и самостоятельные тренировки, на которых вы будете закреплять полученные знания и отрабатывать увиденное и услышанное.

Поверьте, со временем движения ваших рук станут плавными, быстрыми, уверенными и будут выполняться автоматически.

Общие рекомендации

1. Уровень воды в ванной – должен быть равен примерно 2/3 высоты бортика. Если поставить вашу руку ладонью на дно, то край воды должен быть чуть выше линии середины плеча;

2.Температура воды – начальная температура: 37-36,5 градусов.

В дальнейшем каждую неделю вы понижаете ее на один градус.

Таким образом, к концу третьего месяца, при регулярных занятиях температура воды должна опуститься до 28-29 градусов.

Не добавляйте теплую воду во время занятий.

Остывшая вода послужит дополнительным закаливающим эффектом и облегчит переход в большой бассейн;

3.Температура воздуха должна быть около 24-25 градусов, помещение должно быть хорошо проветренное, с постоянным притоком свежего воздуха и открытой дверью.

Если в ванной есть окно или форточка, можно приоткрывать их на уровень щелевого проветривания;

4. Регулярность и продолжительность занятий – в первый месяц частота занятий может достигать максимальной величины, т.е. плавать в ванной малышу можно ежедневно. При этом продолжительность будет самой короткой – от 7 до 12 минут.

Далее с увеличением возраста ребенка такая обратная пропорция сохраняется.

В течение второго месяца частота занятий будет равна 4-5 раз в неделю, а продолжительность – 10-15 минут.

В течение третьего – 3-4 раза по 15-20 минут. К году частота занятий по плаванию должна уменьшиться до 1-2 раз в неделю, а продолжительность увеличиться до 45-50 минут.

5. Если по какой-либо причине перерыв в занятиях был более двух недель, возобновлять их придется с самого начала, т.е. со стартовых значений всех показателей.

Это связано с тем, что плавательный навык у ребенка утрачивается им как раз за период около 15-20 дней.

6. Положение малыша – в процессе основного плавания ребенок должен находиться в максимально горизонтальном положении по отношению к воде.

При плавании на спине, уши малыша должны быть в воде, рот и нос – над водой.

Во время выполнения упражнений на груди, затылок ребенка может быть слегка запрокинут назад, его рот и нос должны быть выше уровня воды.

7. Погружение – погружать ребенка в воду нужно медленно, постепенно, ножками в воду в вертикальном положении (предварительно проверив рукой температуру воду на ощупь).

Необходимо объяснять малышу, что и как он сейчас будет делать.

В процессе самого плавания также необходимо озвучивать все ваши действия, хвалить карапуза за его «великие» достижения.

Разминка 

Перед тем, как начать занятие в воде, рекомендуется выполнить небольшой комплекс разогревающих упражнений, который состоит из очень короткого поглаживающего массажа и элементов из взрослого плавания.

Положите ребенка перед собой, погладьте ему сначала животик и ручки, затем, предварительно перевернув, ножки и спинку.

Движения должны быть еле заметными и нежными.

Аккуратно положите малыша спинкой себе на живот, примите положение полусидя. Выполните несколько движений, похожих на те, которые вы совершаете при плавании брассом, кролем, дельфином.

Затем переложите ребенка животиком себе на колени и примите положение сидя. Также сделайте несколько упражнений.

Обязательно задействуйте и руки и ноги ребенка.

Четко проговаривайте команды, сообщайте малышу, какой элемент вы сейчас выполняете.

Например, разминка на спине:

- «делаем ножницы» (скрещивания руками и ногами);

- «правая/левая рука – плывем кролем», «плывем кролем – руки кроль» (круговые вращения руками вперед);

- «плывем брассом – ноги брасс» (разведение и сведение ног лягушкой);

- «плывем на спине, руки – кроль» (круговые вращения руками назад);

- «руки – дельфин» (круговые вращения руками вперед) и т. д.

На животе:

- «плывем кролем – ноги кроль»;

- «тянемся стрелочкой» (вытяните малыша в длину за ручки и ножки);

- те же, что на спине и т. д.

Вся разминка занимает не более 5-8 минут.

Основные поддержки и упражнения в воде

Методика упражнений в плавании для грудных детей имеет несколько категорий.

Условно, в соответствии с общими возрастными возможностями малышей, можно выделить четыре основные:

- от 1 до 3 месяцев

- от 3 до 6 месяцев

- от 6 до 9 месяцев и от 9 месяцев до года.

При этом первая возрастная категория занимается в домашней ванной, а все последующие – в детском бассейне.

Со временем тренировки на маленькой воде становятся менее эффективными, т.к. в процессе роста ребенка меняются и усложняются упражнения, облегчаются и уменьшаются поддержки, малыш переходит к самостоятельному плаванию.

Построение водных занятий для детей до грудного возраста основывается на чередовании активного плавания и отдыха.

В начале большинство упражнений выполняются на спине, затем добавляются плавание на груди и ныряние с их последовательным чередованием.

Основными видами движений в воде являются: плавание на спине и груди с ручными поддержками, плавание с автономными поддержками, самостоятельное плавание.

Чаще всего в течение первых трех месяцев жизни малыша используются элементы плавания с ручными и автономными поддержками, но известны случаи, когда дети в возрасте до четырех месяцев могли двигаться в воде самостоятельно, т.е. без помощи родителей или инструктора.