353864, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск,

ул. К. Шевченко, 99

регистратура взрослой поликлиники:

(8-86143)2-15-86

регистратура женской консультации:

(8-861)991-11-26 доб. 2

 регистратура детской поликлиники:

(8-861)991-11-26 доб.3

 по вопросам организации и качества медицинской помощи:

8 (918) 198-72-59

 телефон экстренной психологической помощи по Краснодарскому краю 24/7:

8-800-250-29-55

горячая линия психологической поддержки НМИЦ психиатрии им. В.П. Сербского.

8-495-637-70-70

 

Кризис 3-х лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее сложных этапов в жизни детей.

Критическим этот возраст считается потому, что в течении всего нескольких месяцев значительно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающим миром.

Положительными приобретениями детей на этом этапе развития

является стремление к самостоятельности, развитие активности и волевых качеств, установление со взрослыми новых, более глубоких отношений. Но все это приходит только после тернистого пути кризиса.

Симптомы кризиса:

1. Негативизм. Все без исключения действия детей происходят вопреки тому, что говорят ему старшие: он никак не желает что-либо делать исключительно потому, что это предложил взрослый.

2. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он требует чего-то не потому, что он этого очень желает, а потому, что он этого потребовал.

3. Строптивость – основной симптом кризиса. Ребенок «восстает» против норм

воспитания и образа жизни, сформировавшегося к 3 годам.

4. Своеволие, то есть избыточная тенденция к самостоятельности. При этом желание все выполнять и решать самостоятельно не всегда соответствует способностям ребенка, что порождает конфликты со взрослыми.

5. Протест-бунт. Ребенок будто пребывает в состоянии войны с находящимися вокруг, ссоры и конфликты становятся обычным явлением.

6. Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что ранее было свойственно, любопытно, ценно.

Это говорит о том, что у детей меняется отношение к другим людям и к самому себе, они психологически отделяются от родных.

7. Деспотизм. Ребенок старается проявить власть над членами семьи, устанавливая собственные требования: что хочет или не хочет, что станет или не станет выполнять, что обязаны делать и что запрещено всем вокруг.

У малыша не обязательно будут проявляться все без исключения симптомы кризиса.

Кризис 3-х лет – это бунт против авторитарных родителей, сопротивление нормам и опеке, которые уже устарели, это недовольство ребенка, который желает самостоятельности и требует возможностей для проявления собственного «Я».

Один из первых признаков кризиса – возникновение в словарном запасе ребенка слова «Я».

 

Что может усугубить протекание кризиса 3-х лет:

- Особенности темперамента ребенка: особенно тяжело приходится детям с

холерическим темпераментом и малышам-меланхоликам.

- Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста.

Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.

- Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека).

- Проблемы со здоровьем.

- Конфликты внутри семьи.

Как преодолеть негативные симптомы в поведении ребенка:

1. Постарайтесь уделить максимум внимания трехлетнему малышу, но не будьте

навязчивы: избыток внимания превратит малыша в деспота или вызовет фобии и неврозы, а недостаток может породить различные болезненные фантазии (воображаемого Карлсона, который заменит друга, или ребенок решит, что его не любят).

2. Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.

3. Придерживайтесь единой тактики воспитания в семье.

4. Объясняйте правила поведения в простой и доступной форме, проявляйте

спокойную требовательность к их исполнению.

5. Сделайте акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.

6. В конфликтных ситуациях вместе ищите компромиссные решения, предоставляя ребенку право выбора.

7. Поощряйте самостоятельность ребенка и интерес к учебе в доступных пределах.

8. Используйте игровые приемы в общении и обучении ребенка самостоятельности.

Например, если ребенок часто устраивает истерики в супермаркетах, поиграйте в «Магазин»: ребенок будет продавцом, а вы отправите к нему в магазин куклу-маму и куклу-дочку.

Пусть дочка устроит скандал, успокаивайте бунтующую куклу вместе с малышом.

Примерив на себя роль воспитатель в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующие.

Помочь справиться с кризисом 3-лет и направить воспитание малыша в нужное русло помогут сюжетные игры.

Например, придумайте малышу «очень важное дело»: готовку еды для кукол, постройку дома, создание картины.

Пусть ребенок проявит свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его советами или рекомендациями.

Также создавайте вместе с ребенком различные игрушки и поделки своими руками.

Этот творческий процесс позволит стать малышу более усидчивым.

Или сочиняйте с ребенком сказки, ведь в возрасте 3-лет малыши любят фантазировать, а в сказках могут быть воспитательные моменты.

При нормальном развитии фаза протеста через некоторое время сама по себе проходит.

Однако слишком строгое, негибкое и консервативное воспитание «ломает» ребенка, подавляет его активность. Дальнейшие безынициативность, пассивность и даже задержки в интеллектуальном развитии могут быть связаны с излишне жестким воспитанием и чрезмерными ограничениями в этом возрасте.