353864, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск,

ул. К. Шевченко, 99

регистратура взрослой поликлиники:

(8-86143)2-15-86

регистратура женской консультации:

(8-861)991-11-26 доб. 2

 регистратура детской поликлиники:

(8-861)991-11-26 доб.3

 по вопросам организации и качества медицинской помощи:

8 (918) 198-72-59

 телефон экстренной психологической помощи по Краснодарскому краю 24/7:

8-800-250-29-55

горячая линия психологической поддержки НМИЦ психиатрии им. В.П. Сербского.

8-495-637-70-70

 

yhgt1

Беременность – это цель и важная миссия для каждой женщины!

Дети – это жертва, ради которой ты должна отказаться от себя, своей жизни и планов!

Декрет – это период, когда ты должна забыть о себе, и должна думать только о ребенке и его благополучии и счастье… иначе ты не женщина, плохая мать и не любишь своего ребенка, и вообще какая-то не правильная!

Безусловно, период беременности и появление ребенка в семье — это важный и очень ответственный момент в жизни каждой семьи.

Ожидание и появление ребенка в семье всегда вызывает большое количество различных эмоций, чувств и переживаний.

Но не всегда данное событие сопровождается только положительными эмоциями, даже тогда, когда беременность была желанной и долгожданной для женщины.

В современном мире женщина давно вышла из устоявшейся роли домохозяйки, хранительницы очага, где она делает своим долгом бросить все силы на поддержание чистоты, уюта, наполнения холодильника едой, готовкой, и воспитанием детей.

Сегодня, современная женщина стремиться к самоактуализации, саморазвитию, ищет интересные увлечения, строит карьеру и наполняет свою жизнь событиями, которые способны принести ей счастье и удовлетворенность.

Так в чем же проблема? Если беременность и ребенок долгожданные, почему это событие в долгосрочной перспективе может принести не только негативные эмоции, разочарование, но и вызвать депрессию у будущей мамы?

«… мы давно планировали ребенка, и вот этот момент настал, я узнала, что беременна. Но почему-то в тот момент, когда я увидела положительный тест, я испугалась. Я почувствовала, что моя жизнь больше не принадлежит мне. Автоматически в голове пронеслись мысли «забудь о карьере, спорте, курсах, которые ты давно хотела пройти и получить дополнительное образование. Теперь ты принадлежишь ребенку и обязана думать только о нем, его потребностях и благополучии…».

Основные источники проблемы лежат в убеждениях, желаниях и ожиданиях, и их несоответствие тем стереотипам и семейным ценностям, которые прочно закладывались в наше подсознание на протяжении всей жизни.

Усиливает, и еще глубже укореняет негативные убеждения рассказы родителей, родственников и значимых людей, о том, как трудно растить детей, какие проблемы ждут будущую маму: нехватка денег, времени, сна, постоянные капризы и болезни ребенка, полное лишение свободы и выбора, и все это обильно подкрепляется собственным опытом.

Так как  родители являются для нас безусловным примером и ориентиром в этой жизни, мы подсознательно принимаем их мнение и опыт, и начинаем верить в высокую вероятность того, что и наша жизнь будет складываться по тем же сценариям.

«…мне было так тяжело, когда ты родилась. Ты была очень беспокойным ребенком, я боялась тебя оставить даже на минуту, на себя не было времени вообще. Я все время переживала за тебя. Думала только о том, как бы с тобой ничего не случилось. У нас были проблемы с деньгами, мы часто ссорились с твоим отцом, срывались друг на друга. Я хотела пойти работать, но не могла, так как у меня не было помощи и поддержки, и я не могла тебя оставить…»

Перед глазами женщины, которая только узнала о долгожданной беременности, прорисовывается совсем другая, абсолютно безрадостная, серая и унылая картина её будущей жизни с ребенком.

Что в этот момент чувствует женщина?

На первое место выходит страх. Эти чувства дают корни сомнениям, негативным мыслям, которые в свою очередь начинают формировать иррациональные убеждения женщины о ребенке и себе, способные повлиять на важные решения в ее жизни.

Тревога.  Высокий уровень тревожности, в которую окрашены рассказы о трудном личном опыте материнства, автоматически впитываются и откладываются в подсознании. Беременная женщина становиться тревожной, раздражительной, срывается на окружающих, закрывается в себе, и еще глубже уходит в негативные и разрушительные мысли.

Неуверенность в своих силах. Описание проблем, с которыми возможно придется столкнуться женщине во время декрета, способны подорвать веру в себя и свои силы, заложить сомнения в сознание и усилить тревогу.

Чувство зависимости.  Как правило, в 90% случаев, беременную женщину успокаивают тем, что обещают помогать, оказывать поддержку физически и финансово. Таким образом, в сознании женщины формируется убеждение, что всегда будет кто-то, кто придет на помощь, и она всегда будет зависеть от этой помощи, и обстоятельств, в которых оказалась. Как следствие, данное убеждение приводит к ощущению беспомощности, и усиливает страх, тревогу и неуверенность в себе.

Чувство вины. Собственный опыт родителей, о том, как им тяжело было воспитывать детей формирует чувство вины за то, что им пришлось переживать трудные времена, и как следствие чувство долга перед родителями, в том числе и то, что она должна соглашаться с их мнением и принимать безоговорочно их убеждения, даже если они не имеют положительного отклика у нее самой. Женщина начинает думать, что она должна быть такой же самоотверженной и так же нести жертву своему ребенку, как это делали ее родители, иначе она будет плохой матерью.

Таким образом мы видим, что внутри женщины идет настоящая борьба между семейными сценариями и стереотипами и ее личными ожиданиями и убеждениями.

Чтобы понять, как справиться с этой внутренней борьбой, рассмотрим ситуацию с позиции РЭПТ, и трех идеологий должнонанизма.

Первая идеология – я непременно должна соответствовать позиции своих родителей и придерживаться их мнения по поводу материнства, иначе я не правильная, не соответствую их ожиданиям, разочарую их, и не буду заслуживать уважения и любви.

Но так как я с ними не согласна, я непременно должна им доказать свою позицию, добиться их одобрения, и тогда я заслужу их любовь и принятие.

Итог: внутренняя борьба и противоречие.

  • Вторая идеология – мои родители должны меня понять и принять, согласиться с моим мнением по поводу материнства, и одобрить мои планы. Если этого не произойдёт, значит я не достойна их любви и признания, а они плохие родители.

Итог: разочарование в себе и других, обвинительная позиция.

  • Третья идеология – не смотря на опыт моих родных, у меня должно быть все по-другому, я должна не допустить такого сценария в своей жизни, а это значит я должна каким-то образом повлиять на обстоятельства, и они должны мне подчиниться, чтобы доказать всем, что я права и я могу управлять всеми обстоятельствами своей жизни, а если этого не произойдёт, то я буду чувствовать себя глупой, неудачницей и дам повод другим меня в этом обвинить, высмеять, и признать не правой.

Итог: формирование убежденности в своем всемогуществе, как следствие переоцененные собственные возможности.

Чтобы выйти из состояния внутренней борьбы, необходимо направить внимание на устранение вышеперечисленных иррациональных убеждений, и замену их на рациональные.

Для начала обозначим, какие убеждения в данном случае являются иррациональными:

«…я непременно должна соответствовать устоявшимся семейным ценностям и убеждениям, иначе меня будут считать неадекватной, не правильной, и я не буду заслуживать любви и признания значимых для меня людей. Я должна убедить значимых для меня людей в том, что мои желания и планы имеют ценность и заслуживают уважения и поддержки, иначе мое отношение к этим людям измениться, я буду считать их плохими и не заслуживающими моего хорошего отношения к ним, перестану их уважать, и буду на них обижаться. Новые условия моей жизни, связанные с беременностью и декретом, должны соответствовать моим ожиданиям и планам, отвечать моим требованиям, иначе это принесет мне огромное разочарование и дискомфорт, я буду ненавидеться себя, свою жизнь, и чувствовать себя неудачницей, и как следствие не смогу быть счастливой и правильной матерью.»

Чтобы перевести данные убеждения в рациональные, попробуем ответить на следующие три вопроса:

  • Полезны ли мне, в долгосрочной перспективе, данные убеждения, и как они помогут мне достичь цели и чувствовать себя счастливой?
  • На сколько реальны эти убеждения, и на сколько факты совпадают с моими предположениями?
  • На сколько логичны мои убеждения? Если нет, то что в моем случае было бы логично?

Основная цель этих вопросов заключается в оспаривании иррациональных убеждений и идей, которые создают ощущения тревоги, вины, не уверенности в себе и страха.  Важно так же научиться различать свои рациональные и не рациональные мысли, чтобы в дальнейшем практиковать их оспаривание и учиться формировать новые полезные убеждения.

Ниже приведен пример, как предложенная методика смогла бы изменить убеждения беременной женщины.

«…мои убеждения, о том, что я должна соответствовать ожиданиям и придерживаться семейной идеологии не делают меня счастливой, напротив, они создают неприятные ощущения и переживания, которые в долгосрочной перспективе только усугубят мое самочувствие и качество моей жизни. Так же эти убеждения никаким образом не помогут мне следовать своим целям и реализовывать планы, согласно моим личным желаниям. Согласие или не согласие с общепринятым мнение о материнстве не сделает меня не правильной или плохой матерью, так как невозможно доказать, что именно эти убеждения гарантируют успешность материнства и благополучие ребенка. В случае, если я не смогу убедить свою семью в адекватности своих ожиданий от беременности и материнства, это не будет означать, что они плохие люди и не любят меня, так как это суждение не соответствует действительности. Это всего лишь будет означать, что у них есть свое мнение, которое не совпадает с моим. Не логично считать, что родительский негативный опыт обязательно повториться у меня, и моя жизнь в декрете пойдет по такому же сценарию, как у них. Так же как не логично ожидать, что в моей жизни не произойдет похожих ситуаций, и я не окажусь в положении, в каком оказались мои родители. Это не будет означать для меня, что я неудачница, глупая и не заслуживаю уважения. Я приму это как опыт, и попробую найти решения, которые максимально помогли бы достичь моих целей, и принесли мне чувство удовлетворения и комфорта. Нет ничего ужасного в том, что мое мнение о беременности и материнстве не совпадает с мнением значимых для меня людей, и что я не готова следовать их убеждениям. И даже если я в какой-то степени окажусь не права, или что-то пойдет не так и я совершу ошибку, это не будет означать, что я не достойна их любви и поддержки, или это как-то изменит мое отношение и мнение о себе, о своей ценности и адекватности.»

Это один из многих возможных способов помочь беременной девушке выйти из состояния внутренней борьбы с иррациональными убеждениями, которые в долгосрочной перспективе способны помочь избежать потери себя, своей ценности и уникальности, поможет не стать заложником стереотипов, и научит формировать рациональный взгляд на новые обстоятельства и условия жизни, отстаивать свою позицию без чувства вины и долга.

В заключении, хочу отметить, что работа с иррациональными установками — это непрерывный процесс, который требует ежедневной практики, и способный принести положительные изменения в жизни.

С помощью такой практики можно значительно снизить уровень тревоги, улучшить эмоциональное состояние, наладить отношение с близкими и значимыми людьми, лучше понимать себя и других, добиваться своих целей, и формировать позитивную философию своей жизни.