Движение – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании на всех этапах эволюционного развития.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов и состояние костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем организма. Она тесно связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.
Недостаток движения является одной из причин нарушения осанки, ухудшения функции стопы, появления избыточной массы тела, понижения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению общей работоспособности и, особенно, мозга: ухудшается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Суточная двигательная активность – сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности – состоит из трех компонентов:
- активность в процессе физического воспитания;
- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
- спонтанная физическая активность в свободное время.
Гиподинамия (недостаток движений) существенно нарушает общую жизнедеятельность, гомеостаз и оптимальное функционирование организма. При длительном ограничении двигательной активности у детей наблюдаются снижение уровня всех жизненных функций, ухудшение пластических процессов, сопровождающиеся развитием атрофии и дегенеративных изменений в тканях и органах, ухудшение гомеостаза и реактивности, снижение сопротивляемости и неспецифической устойчивости организма.
Дальнейшее ограничение двигательной активности способствует возникновению предпатологического состояния.
Характерными его признаками являются:
- сниженная общая неспецифическая резистентность организма;
- быстрая утомляемость при выполнении физических нагрузок;
- низкие функциональные возможности вегетативных функций; отставание в развитии двигательных качеств;
- изменения в физическом развитии – чаще всего избыточность массы тела (за счет жироотложения или на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе).
В течение суток детям грудного возраста (младше одного года) рекомендуется:
- заниматься разнообразными видами физической активности несколько раз в день, в частности играя на полу во взаимодействии со взрослым; чем больше, тем лучше. Если ребенок еще не может самостоятельно передвигаться, ему рекомендуется проводить не менее 30 минут в день в положении лежа на животе (в различное время суток в периоды бодрствования);
- не оставаться в условиях ограниченной подвижности более одного часа подряд (например, в люльках /колясках, детских креслах или переносках и эрго рюкзаках);
- в периоды ограниченной подвижности ребенку рекомендуется обеспечить общение со взрослым, например в виде чтения сказок и историй; и иметь 14-17 часов (в возрасте от 0 до 3 месяцев) или 12-16 часов (в возрасте от 4 до 11 месяцев) качественного здорового сна, включая дневной сон.
В течение суток детям в возрасте 1-2 лет рекомендуется:
- в общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности, включая физическую активность умеренной и высокой интенсивности; чем больше, тем лучше;
- не оставаться в условиях ограниченной подвижности более одного часа подряд (например, в люльках /колясках, детских креслах или переносках и эрго рюкзаках) и не оставаться в положении сидя в течение продолжительного периода времени;
- детям в возрасте 1 года проводить время сидя перед экраном (например, смотреть мультфильмы по телевизору или на переносных устройствах, играть в видеоигры) не рекомендуется;
- детям в возрасте 2 лет рекомендуется не сидеть перед экраном более 1 часа в день; чем меньше, тем лучше;
- в периоды ограниченной подвижности ребенку рекомендуется обеспечить общение со взрослым, например в виде чтения сказок и историй; и иметь 11-14 часов качественного здорового сна, включая дневной сон, с соблюдением стабильного режима сна и бодрствования.
В течение суток детям в возрасте 3-4 лет рекомендуется:
- в общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности, из которых не менее 60 минут – умеренной и высокой интенсивности; чем больше, тем лучше;
- не оставаться в условиях ограниченной подвижности более одного часа подряд (например, в люльках /колясках) и не оставаться в положении сидя в течение продолжительного периода времени;
- рекомендуется не сидеть перед экраном более 1 часа в день; чем меньше, тем лучше;
- в периоды ограниченной подвижности ребенку рекомендуется обеспечить общение со взрослым, например в виде чтения сказок и историй; и иметь 10-13 часов качественного здорового сна, при необходимости включая дневной сон, с соблюдением стабильного режима сна и бодрствования.
В системе физического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении применяют различные организованные формы двигательной активности. Основные из них: гимнастика, подвижные игры и развлечения на прогулке, физические упражнения при закаливании, движения во время музыкальных занятий и занятий по труду. К дополнительным формам физического воспитания относятся двигательные разрядки и динамические паузы в процессе учебных занятий и между ними, а также во время игровой деятельности в группе.
Обязательные занятия – форма работы, приближающаяся к уроку физического воспитания, кратность которых для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет не менее 3 в неделю. Длительность занятий для детей 3-4 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних – 25-30 минут. Дети приобретают навыки правильного выполнения движений, учатся слушать и следовать указаниям воспитателя, согласованно действовать в коллективе.
Детям и подросткам с 5 до 18 лет следует еженедельно посвящать в среднем не менее 60 минут в день занятиям физически активной деятельностью средней или высокой интенсивности, в основном с аэробной нагрузкой.
Физически активной деятельностью высокой интенсивности с аэробной нагрузкой, в том числе направленной на укрепление скелетно-мышечной системы, следует заниматься не реже трех раз в неделю.
Особо малоподвижный образ жизни детей и подростков ведет к следующим негативным последствиям для их здоровья: повышению степени ожирения; ухудшению состояния кардиометаболического здоровья, физического здоровья и эмоционального/социально ориентированного поведения; а также сокращению продолжительности сна. В связи с этим рекомендуется следующее. Детям и подросткам следует сокращать продолжительность малоподвижных периодов, особенно время досуга у экрана телевизора, компьютера или другого устройства.
Физкультминутки на общеобразовательных уроках, как показали научные исследования и практика передовых школ, благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус учащихся, снижают статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Физкультурные минуты проводятся в классе, их продолжительность 1–2 минуты. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления. Время начала физкультурной минуты определяется педагогом, ведущим урок.
Спортивный час в группах продленного дня проводит воспитатель, пользуясь консультацией учителя физической культуры и врача школы. В основе занятий подвижные игры и спортивные развлечения, аналогичные тем, которые проводятся на удлиненных переменах. При этом придерживаются общих правил: постепенное повышение физической нагрузки и снижение ее к концу занятий, учет возраста учащихся, состояния их здоровья и физической подготовленности.