«Мой ребёнок постоянно сидит в интернете! У него проблемы с аппетитом, он не хочет гулять. Я беспокоюсь за его психическое состояние. Что делать? Как его вылечить?». Подобные крики о помощи сегодня можно встретить везде – в той же сети, во время встреч с друзьями, в общении с коллегами по работе… Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, в жизнь наших детей, и зависимость от сетевого пространства сегодня является серьёзной психологической проблемой, решить которую можно только через её осознание и принятие. Тогда появится реальная возможность не только освободиться от самой проблемы, но и значительно повысить качество жизни, самопонимание, способность к построению отношений в обществе. Именно об этом наш разговор с медицинским психологом краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Ириной Бабкиной.
– Ирина Викторовна, для начала, что такое интернет-зависимость? Как она проявляется?
– Прежде всего разберемся, что такое зависимость. Это подчиненность, патологическое пристрастие к чему-то. Это неконтролируемая и неадекватно повышенная тяга и восприимчивость к какому-то действию либо веществу. При помощи зависимости, человек убегает от дискомфорта действительности. Для зависимости характерно развитие толерантности (привыкание). В связи с чем, человеку для удовлетворения своего пристрастия требуется повышать дозу, либо усиливать поведенческую тактику.
Интернет-зависимость, очень похожа на алко- и наркозависимость. Сущность которой состоит в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния – постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Это стремление становится доминирующим в сознании человека, его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном мире и останавливается в своём развитии.
Существует классификация интернет-зависимостей:
· Серфинг – бесцельное листание страниц, переходы по разным ссылкам и чтение ненужной информации.
· Игровая зависимость – постоянное «зависание» в сетевых играх.
· Финансовая зависимость – ненасытное желание что-то купить в интернет-магазине.
· Азартность – частое участие через интернет в аукционах, лотереях, розыгрышах призов, ставки в казино и букмекерских конторах.
· Зависимость от общения – отличается большим количеством переписок, неуёмным участием в чатах и форумах, огромным числом друзей и подписчиков в соцсетях.
· Киберсексуальная зависимость – частое посещение сайтов с порнографическим контентом, просмотр роликов и фотографий сексуального характера, интимные переписки.
· Зависимость от видео – просмотр через интернет большого количества фильмов, сериалов, роликов различной тематики. Часто зритель даже не может потом рассказать, о чем было видео.
Попадая в подобные зависимости, чаще всего молодые люди, впоследствии могут полностью потерять интерес к настоящему миру, к общению с реальными людьми. Навязчивые мысли открыть очередной сайт мешают уснуть ночью, а днем отвлекают от обыденных дел. Нарушаются режимы труда и отдыха, питания и сна, и, как следствие, снижается работоспособность, умственная и физическая активности.
Психологические симптомы появления интернет-зависимости следующие:
· чувство радости, эйфории при контакте с компьютером, или даже при ожидании, предвкушении этого контакта;
· желание увеличить время взаимодействия («дозу»);
· отсутствие контроля за временем при взаимодействии с компьютером;
· раздражение, либо угнетение, появление пустоты при отсутствии контакта с виртуальностью;
· использование интернета для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;
· эмоциональная неустойчивость;
· навязчивая потребность постоянно проверять лайки, сообщения, или электронную почту;
· предпочтение онлайн-общения личным встречам;
· пренебрежение семьей, друзьями в пользу интернета;
· ложь о своей жизни.
– Существуют ли критерии для определения интернет-зависимости, например, у подростка?
– Есть специальный тест. Пройдите его сами, также попросите честно ответить на заданные вопросы своего ребёнка. Оценочная шкала здесь такова: 0 – это ко мне не относится; 1 – редко; 2 – время от времени; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – всегда. А вот и сами вопросы:
1. Как часто вы остаётесь онлайн дольше, чем намеревались?
2. Игнорируете ли вы домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?
3. Насколько часто вы предпочитаете флирт в интернете реальным отношениям?
4. Завязываются ли новые отношения с пользователями сети?
5. Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?
6. Бывает ли, что работа, быт, учёба страдают из-за того, что вы проводите время за компьютером?
7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться необходимыми делами?
8. Насколько продуктивность вашей жизни страдает из-за погруженности в интернет?
9. Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?
10. Насколько часто вы стремитесь заместить интернетом тревожные мысли о своей жизни?
11. Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс онлайн?
12. Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?
13. Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса онлайн?
14. Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений в интернет?
15. Когда вы вне сети, захватывают ли вас мысли об интернете?
16. Как часто вы, находясь онлайн, говорите себе: «ещё лишь несколько мгновений»?
17. Пытались ли вы сократить время в сети?
18. Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в интернете?
19. Вы предпочитаете общение в сети реальному общению с людьми?
20. Ваша раздражительность или подавленность, когда вы вне интернета, исчезают, как вы в сети?
После того как вы или ваш ребёнок ответили на все вопросы, сложите полученные числа. Чем больше итоговая сумма, тем сильнее выражена интернет-зависимость.
Получилось число в интервале от 20 до 49 – вы (или ваш ребёнок) обычный интернет-пользователь. Временами остаётесь в сети немного дольше, чем нужно, но вы в состоянии это контролировать.
Вы (либо ваше чадо) набрали от 50 до 79 баллов, значит вы уже сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования интернета. Необходимо обратить на это серьёзное внимание.
Получилась сумма от 80 до 100 – интернет уже принёс значительные сложности в вашу жизнь. Необходимо срочно и плотно заняться решением проблемы.
– Со взрослыми – всё понятно. На то они и взрослые: пусть сами разбираются. Но что делать, если в эту зависимость угодил подросток? Как помочь ему?
– Чаще зависимыми от интернета становятся именно подростки, у которых присутствует недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье, нет серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, кто не умеет налаживать контакты с окружающими. Другими словами, там, где не хватает искреннего и доброжелательного человеческого внимания, общения, существует опасность попасть в зависимость от интернета.
Становясь заядлыми пользователями сети, молодые люди уходят от проблем реального мира с его трудноразрешимыми задачами. Родители, которые в большей степени ответственны за своего ребенка, должны быть всегда на шаг впереди. Это означает, что надо быть в курсе того, что происходит в жизни подростка, что он чувствует, к чему проявляет интерес, с кем дружит.
Проанализируйте своё поведение. Дети часто копируют поведение взрослых. Если вы сами много времени уделяете компьютеру, ведению странички в соцсетях, то что вы хотите от своего ребёнка?
Важно формировать у детей чёткий круг обязанностей по дому, хозяйству, чувство ответственности и его значимость в семье, помочь найти интересные занятия.
Компьютер не должен становиться предметом поощрения. Наказывая подростков лишением доступа к гаджетам, вы усугубляете проблему. Интернет – это всего лишь способ получения информации, а не приз. Это вы должны объяснить своему ребенку. При этом важно научить его самоконтролю времени в Интернете.
Признание зависимости – первый шаг к излечению. Если ребенок не осознает масштаб проблемы, то родители должны в доступной форме донести это до него. В запущенных случаях следует обратиться за помощью к психологу.
– Какой самый опасный возраст для появления интернет-зависимости?
– Самый опасный для возникновения зависимости возраст – 11-15 лет. Причём, грозит эта опасность мужскому полу в гораздо большей степени. По статистике на одну зависимую девочку приходится 7 мальчиков, которые к тому же тратят на компьютерные игры, в среднем, в 2 раза больше времени. Связано это с тем, что кризис подросткового возраста у девочек проходит проще.
– Ирина Викторовна, какие конкретные меры вы можете посоветовать родителям?
– Ограничение времени пребывания в интернете – не более получаса дважды в сутки, при этом один сеанс должен прерываться на отдых или занятие другими делами. Но здесь нужно добиваться компромисса.
Занятия спортом, режим дня и правильное питание. ЗОЖ позволяет естественным образом повысить активность и настроение вашего чада.
Между вами и подростком должны царить доверительные отношения. Расположите своего ребенка к себе. Этому помогут разговоры по душам, совместные занятия, просмотры кинофильмов, выезды на природу.
Как правило, интернет-зависимые превращаются в аддиктивные личности, которые со временем становятся социально дезадаптированными. Иначе говоря, не способными к жизни в обществе. Помните об этом! И не позволяйте своему ребёнку глубоко увязнуть в глобальной мировой паутине.