Выбирая продукты в магазине, мы уже давно научились смотреть на наклеенный на них ярлычок: именно он, по идее, должен раскрыть нам всю правду о товаре. Но ведь производители тоже не идиоты и стараются всеми возможными способами завуалировать эту правду. Как правильно читать информацию, нанесённую на продукт питания, чтобы потребление последнего принесло пользу организму, а не вред? На этот вопрос мы просили ответить врача-методиста краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Александра Горячева.
– Производитель обязан проинформировать покупателя о содержании веществ, которые могут повлиять на здоровье. Пищевые добавки – различные антиокислители, глазирователи и т.д. – указываются под своим названием, или в виде индекса Международной цифровой системы (INS) или Европейской цифровой системы (Е). Подсластители – сорбит, ксилит и др. – должны сопровождаться предупреждением: «Потребление более 15-20 г. в сутки может оказать послабляющее действие». При использовании биологически активных добавок (БАДов), нас обязаны предупредить о противопоказаниях при отдельных видах заболеваний.
Обращайте внимание на указанный на этикетке вид ароматизатора: натуральный, идентичный натуральному или искусственный.
Производитель также должен проинформировать покупателя, если доля генетически модифицированных пищевых продуктов (ГМО) превышает, в составе изделия, 0,9%. В России в пищевой промышленности официально разрешено применение 14 сельскохозяйственных сортов, полученных с применением трансгенных технологий. Генно-модифицированная соя – наиболее распространенная из них.
Некоторые вещества могут вызывать аллергическую реакцию и их употребление в некоторых случаях противопоказано. Поэтому обращайте внимание на присутствие этих веществ и продуктов их переработки. К ним относятся: злаки, содержащие глютен, ракообразные, моллюски, яйца, рыба, арахис, орехи, соя, молоко, сельдерей, горчица, кунжут, люпин, диоксид серы, аспартам.
По усмотрению изготовителя, на этикетке могут быть перечислены минеральные вещества и витамины. Указывать их точное количество производитель не обязан, но поместить рекомендацию суточной нормы потребления данного продукта он должен.
Далее. Пищевая ценность имеет два основных критерия: калорийность и содержание питательных веществ. Под калорийностью понимается количество тепловой энергии, вырабатываемое организмом при усвоении 100 г или 100 мл продукта. Измеряется в килокалориях и килоджоулях. Второй показатель рассказывает о количестве белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов в 100 г (мл) товара.
Помните, что для вашего здоровья лучше, когда в пище присутствуют преимущественно сложные углеводы, ненасыщенные жиры, белки, клетчатка, как можно меньше в ней сахара и трансжиров.
И ещё. Делайте выбор в пользу продуктов с максимально простым перечнем ингредиентов и понятным составом. Приятного аппетита!
ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края