353864, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск,

ул. К. Шевченко, 99

регистратура взрослой поликлиники:

(8-86143)2-15-86

регистратура женской консультации:

(8-861)991-11-26 доб. 2

 регистратура детской поликлиники:

(8-861)991-11-26 доб.3

 по вопросам организации и качества медицинской помощи:

8 (918) 198-72-59

 телефон экстренной психологической помощи по Краснодарскому краю 24/7:

8-800-250-29-55

горячая линия психологической поддержки НМИЦ психиатрии им. В.П. Сербского.

8-495-637-70-70

 

Внимание ребенка обладает такими свойствами, как объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность.

Нарушение любого из них приводит к отклонениям в поведении и деятельности малыша:

- Маленький объем внимания проявляется в неспособности ребенка

сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме;

- Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – явление, при котором ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его;

- Недостаточная избирательность внимания проявляется в том, что ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи;

- Если плохо развита переключаемость внимания, то ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом заодно решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить.

Ребенок допустит много ошибок, даже если знает правильные ответы просто потому, что ему тяжело быстро переключиться с одного вида задания на другой;

- Плохо развитая способность распределения внимания проявляется в неумении эффективно (без ошибок) выполнять несколько дел одновременно.

 

Как помочь ребенку в развитии внимания

Возьмите на себя развитие внимания ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны.

Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания – речь.

Обратите внимание, выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух.

Поэтому слово в виде инструкции или требования взрослого будет помогать ребенку управлять своим вниманием.

Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при непосредственном выполнении озвучивают его планомерно, по частям (шагам).

Такая инструкция организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности.

Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении.

Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Ребенку также нужно помочь выработать механизм «борьбы с помехами» и

ориентировать его на завершение основной деятельности.

Для этого давайте ребенку такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка.

Важно, чтобы слова, тормозящие отвлечения детей, не носили негативной

окраски («Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!»).

Более удачным вариантом могут быть высказывания по типу «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать всего две буквы!».

Развитию устойчивости внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно.

Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.

Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается.

 

Примеры развивающих игр:

1. «Что изменилось?». Цель игры – развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти. Содержание игры: мелкие предметы (ластик, разноцветные карандаши, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе.

В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом поворачивается спиной к столу, а в это время 2-3 предмета перекладывают на другие места.

Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего узнаем у ребенка, что изменилось в расположении предметов и какие из них были переложены.

2. «Найди отличия». Цель игры – развить умение концентрировать внимание на деталях. Содержание игры: ребенок рисует любую несложную картинку (кот, дом, дерево и др.), отдает готовый рисунок взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

3. Фабричные игры «Найди 10 (15) отличий». Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые, но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить все различия. Можно также подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Помочь в развитии устойчивости и переключения внимания могут упражнения по типу следующего: называйте ребенку различные слова (стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д.), ребенок должен внимательно слушать и хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение.

Затем объедините первое и второе задания, то есть малыш должен будет хлопать в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и вставать, когда называют растение.

Эти и подобные упражнения будут развивать концентрацию, быстроту распределения и переключения внимания, а также расширять кругозор и познавательную активность ребенка.