Внимание граждан Приморско-Ахтарского района!

Приглашаем ВАС пройти диспансеризацию в ГБУЗ ПРИМОРСКО-АХТАРСКОЙ ЦРБ имени Кравченко Н.Г.по адресу г.Приморско-Ахтарск, ул.К. Шевченко,99. Прием с понедельника по пятницу с 8-00 до 20-00 и суббота с 8-00 до 15-42.
Обращаться в кабинет №36 или регистратуру 

353864, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск,

ул. К. Шевченко, 99

регистратура взрослой поликлиники

(8-86143)2-15-86

регистратура детского поликлинического отделения

(8-86143)2-13-90

Травмы опорно–двигательного аппарата занимают второе место среди причин временной нетрудоспособности. Третье место среди причин инвалидности и смертности.

Травмы встречаются в основном у молодых людей от 16 до 35 лет, порой на фоне приёма стимуляторов или алкогольного допинга.

Как правило, подростки недооценивают степень риска при занятиях спортом, выполнении работ, связанных со сложными механизмами (бензопилой). Поэтому у них риск получить травму выше, чем у взрослого. Важно надевать шлем при езде на велосипеде или мопеде (мотоцикле, мотороллере), т.к. юноши от 16 до 25 лет чаще всего попадают в аварии. Некоторые, увлекаясь виртуальными играми, перестают реально осознавать действительность, снисходительно относятся к своему здоровью, как будто у них, как у компьютерных героев, в запасе еще несколько жизней – перезагрузил игру и можно играть дальше. На смену слалому пришли фигурный слалом, фрирайдер (свободный спуск с горы по «черным» горнолыжным трассам), скейты, виндсерфинг, дельтапланеризм, водный туризм, скалолазание, альпинизм. Повышая в крови адреналин, они прибавили работы травматологам и ортопедам.

Травмы чаще всего встречаются у начинающих спортсменов при несоблюдении правил безопасности: во время гонки на велосипеде не надел шлем, скейтбордист выбрал «горку» для катания, не учитывая собственные навыки… Травмы легче предупредить, чем лечить их последствия.

Травмы - наиболее распространенная причина инвалидности у детей. Так, второе место после травм конечностей занимают травмы и повреждения головы от легких (без потери сознания) до тяжёлых с сотрясением головного мозга и переломов костей черепа. Травмы у детей встречаются в 2 – 2,5 раза чаще, чем у взрослых и могут происходить в разных ситуациях: это и падение с высоты, велосипеда, автомобильная травма, из-за излишнего любопытства, плохой координации движений, отсутствия жизненного опыта. С раннего детства в обязанность родителей входит обучение детей безопасному поведению. Нельзя засовывать гвозди и пальчики в розетки, подходить близко к раскачивающимся качелям, хватать с плиты раскаленный чайник и другие. В детском и юношеском возрасте уязвимость опорно-двигательного аппарата повышена. Наряду с полными переломами наблюдаются так называемые поднадкостничные переломы по типу «зеленой веточки». Летом преобладают травмы рук и шейного отдела позвоночника, так называемые «травмы ныряльщиков». Особенности летних травм объясняются разнообразными развлечениями подростков. Дворовые качели являются объектом повышенной опасности. Вариантов получения травмы на качелях множество. Самой типичной ошибкой детей, независимо от возраста, является попытка встать на ноги после падения с качелей. В этот момент качели по инерции продолжают раскачиваться и наносят ребенку удар в переносицу или затылок. Другой момент – добровольный     прыжок с качелей во время движения. Покинув качели в полете, ребенок (подросток) оказывается в быстром движении по сложной траектории, безопасно приземлиться на ноги нет никаких шансов.

Таит опасность получения травмы конструкция качелей, когда хочется снять ноги с упора и засунуть их в пространство между перекладинами. Таким образом, нижняя доска освобождается для самостоятельного движения и может перебить ноги. Качели – сложное техническое устройство и требует технического ухода. Стойки со временем начинают сами раскачиваться, несущая металлическая перекладина ослабевает в гнездах крепления, канаты перетираются, доска сидения трескается – все это чревато серьезными травмами.

                  

Школьный травматизм.

 Самое большое количество травм в школах случается на переменах. За 10 – 20 минут отдыха ребенок пытается выбросить из себя всю накопившуюся за время урока энергию. Вариантов «выпустить пар» много. Например, «дружеский» удар портфелем или пакетом с книгами – тетрадями по голове. У пострадавшего ребенка могут появиться все признаки сотрясения мозга – головокружение, рвота.

Шутки детей бывают порой милыми и наивными, иногда грубыми, опасными. Плохая шутка - убрать стул, когда кто-то пытается сесть на него. В этом случае пострадавший падает на ягодицы. При падении на ягодицы корпус резко наклоняется вперед, что зачастую приводит к компрессионным переломам позвонков на уровне грудопоясничного отдела позвоночника. Нередко результатом таких «шуток, приколов» является перелом крестца или копчиковых сегментов.

Дети очень подвижны – они постоянно бегают, задевая друг друга, дерутся, толкаются. При шуточных толчках бывают нешуточные травмы. Ребёнок может удариться о ребра батареи, о дверной косяк, «влететь» в стеклянную дверь. Результат – травмы головы, тяжелые повреждения артерий и нервов конечностей.

Своеобразную эмоциональную разгрузку дети получают на уроках физкультуры, однако и здесь существуют свои «подводные камни». Дети, в силу возрастных особенностей организма, предлагаемые тренером или учителем упражнения, по причине своих физических данных, осилить еще не могут. Кроме того, существуют различные заболевания, которые имеют скрытую форму и могут проявляться при неправильных нагрузках. Ярким примером по получению травм является «гимнастический конь». Анализ травм при прыжках через «козла» свидетельствует о том, что при падении, даже при соблюдении всех мер предосторожности, происходят переломы нижней трети предплечья, плечевой кости ключицы.

Главной профилактической мерой от получения травм является обучение родителей и детей безопасному поведению, реакции на возможную опасность. Например, при падении, во избежание сочетанных травм, важно правильно сгруппироваться, использовать ремни безопасности детских сидений, специальную экипировку при езде на велосипеде, мотоцикле.

         ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА.

Для предупреждения травматизма во время занятий физкультурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм во время выполнения различных упражнений, а затем выработать травмоисключающие поведенческие рекомендации.

Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим больших неприятностей. Тяжёлые травмы, характерные только для спортсменов, требуют оперативного вмешательства врача. Следует выделить 5 основных факторов, влияющих на травматизм: индивидуальные особенности занимающихся физкультурой, условия проведения занятий; наличие и качество спортивного инвентаря, особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности.

Среди индивидуальных особенностей людей, занимающихся физкультурой и спортом, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическая зрелость и практический опыт.

В образовательных учреждениях наибольшее количество травм наблюдается в начале и конце учебного года, когда учащиеся еще функционально не готовы к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся различными осложнениями.

Неблагоприятная погода и плохое освещение значительно увеличивают риск получения травмы. К травмам могут привести недоброкачественный или неподходящий по размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального защитного снаряжения.

В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои требования. Прежде всего – следует иметь для занятий соответствующую одежду и обувь; не стремиться быстро к рекордным результатам, а улучшать свои спортивные показатели постепенно без ущерба для здоровья; перед каждым занятием непременно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок, сухожилий; обязательно пользоваться в необходимых случаях защитным снаряжением. Наиболее важной составляющей здорового образа жизни является физкультура и спорт, которые используют средства и методы определенной направленности.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА И УСЛОВИЯ ЕГО ЛИКВИДАЦИИ.

Причины, вызывающие травматизм на уроках физкультуры разнообразны. Прежде всего, плохая подготовка организма учащегося (недостаточная разминка) к нагрузке в основной части урока. В этом случае, особенно при низкой температуре, возможны растяжения и другие повреждения мышц, связок и сухожилий. Нередко травматизм возникает ввиду чрезмерной перегрузки одних и тех же групп мышц, когда не учитываются индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности учащихся. Иногда ученики занимаются в одежде и обуви, которые не соответствуют требованиям физкультуры, плохо знают элементы самостоятельной страховки.

К несчастным случаям может привести плохая подготовка мест для занятий (прыжковые ямы, секторы для метаний), недостаточный контроль исправного состояния спортивного инвентаря, возрастные особенности. При метаниях возможны растяжения или разрывы связок, мышц, сухожилий, особенно в плечевых суставах. Важно правильно размещать группы и соблюдение учащимися очередности при выполнении заданий, правильное распределение нагрузки.

Травмы на уроках с преобладанием игрового характера чаще всего возникают в тех случаях, когда школьники обуты в неспортивную обувь. Скамейки, столбы и другие предметы оборудования и жесткого инвентаря расположены слишком близко от границы площадки, линии площадки ограждены ровиками или выступами на поверхность грунта, деревянными бортиками. Знания, соблюдение правил и мер предосторожности помогут предупредить детский травматизм.

М СТЕПАНОВА – методист - инструктор ЛФК ЦРБ